Светлана Тутова
Речевая карта обследования неговорящего ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая карта обследования
1. Фамилия, имя ребёнка___
2. Дата рождения, возраст ___
3. Национальность (двуязычие) ___ _
4. Домашний адрес ___
5. Откуда поступил ___
6. Дата поступления в логопедическую группу ___
7. Заключение ПМПК от ___
___
___
8. Психоневрологический статус ___
___
9. Состояние слуха ___
10. Состояние зрения ___
11. Дата заполнения речевой карты ___
Логопед ___
Публикация «Речевая карта обследования неговорящего ребенка» размещена в разделах
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) ___
Проявление двигательного и речевого негативизма ___
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) ___
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ___
___
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ___ Различение на слух звучаний 2-3 музыкальных инструментов ___
Определение количества неречевых звуков ___
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ___
Определение направления неречевого звука ___
Различение на слух звукоподражаний ___
III. Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
точность движений ___
переключение ___
координация ___
2. Состояние тонкой моторики:
( пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений ___
переключение ___
темп ___
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубная складка) ___
___
Возможность выполнения мимических движений по подражанию ( пробы: поднять брови вверх («удивиться»,
нахмурить брови («рассердиться», прищурить глаза, надуть щёки («толстячок») ___
___
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ___ мышечный тонус губ ___
зубы ___
прикус ___
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) ___
___
___
твёрдое нёбо ___
мягкое нёбо ___
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ___
нижняя челюсть ___
язык ___
мягкое нёбо ___
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
___
Соотнесение предметов с их названием
- покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
___
- покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
___
- покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
___
- покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
___
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
- покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т. д.
___
Понимание слов обобщающего характера
- покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
___
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
- покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
___
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
- покажи, кто умывается (стоит, бежит, т. д.)
___
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
- покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ___
- покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) ___
- покажи где красный (желтый, синий) мячик?___
___
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
- где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
___
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
- положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
___
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
- покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ___
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
- возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
___
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
___
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) ___
___
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) ___
___
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___
Разборчивость (указать причину) ___
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) ___
___
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)___ ___
Возможности произнесения фраз ( характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ___
___
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
а о у ы и э я ю е ё
м мь н нь п пь б бь в вь ф фь т ть д дь к кь
г гь х хь с сь з зь ц ш ж ч щ л ль р рь й
(дифференциация звуков)
а
о о
у и
ы а
э м
мь м
н н
нь п
пь б
бь п
б пь
бь в
вь ф
фь в
ф
д
дь т
ть т
д ть
дь к
кь г
гь х
хь т
к д
г с
сь з
зь с
з сь
зь л
ль ль
й
VII. Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена ___
Складывание пирамидки ___
Классификация ___
Выделение 4-лишнего ___
2. Счё т:
Прямой механический счё т: ___
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)___
___
Называние цифр ___
3. Оптико-пространственный гнозис:
Различение понятий верх/низ, справа/слева, впереди/сзади ___
___
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей ___
___
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек)___
___
Логопедическое заключение: ___
___
___
___
___
___
___