Ирина Абрамова
Консультация для родителей «Речевая гимнастика для детей до трех лет»
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Речевая гимнастика для детей до 3-х лет»
Подготовила:
Учитель-логопед
Абрамова И. А.
г. Шебекино
2018 г.
Публикация «Консультация для родителей „Речевая гимнастика для детей до трех лет“» размещена в разделах
Чтобы подготовить речевой аппарат малыша к произнесению всех звуков русской речи, полезно начиная с раннего возраста 1.5 – 2 лет проводить речевую гимнастику. Специальные игры и упражнения помогают развить движения губ и языка, снять мышечную напряженность органов речевого аппарата, формируют умение чувствовать и контролировать их движения. В результате мышцы губ и языка ребенка станут сильными, упругими и более подвижными.
Для развития правильного речевого дыхания (быстрый глубокий вдох и медленный ровный выдох) детям следует по чаще предлагать полезные и занимательные игры, в которых требуется на что-нибудь подуть: игры с мыльными пузырями, дудочки и пищалки, вертушки, бумажные игрушки и даже горячий суп.
Для того чтобы речевая гимнастика оказалась эффективной, занимайтесь с ребенком ежедневно, помогая ему правильно выполнять все упражнения.
Самомассаж губ и языка
Самомассаж для губ и языка – это артикуляционные движения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Они способствуют активизации кровообращения в области речевых органов, что усиливает в них обмен веществ и, следовательно, улучшает их работу.
Показывать малышу приемы самомассажа следует сидя перед зеркалом так, чтобы ребенок видел свое отражение в зеркале и лицо взрослого и мог сравнить движения взрослого со своими.
Предложите ребенку поиграть с забавной обезьянкой – нужно повторять все движения, которые она показывает.
Упражнения для губ
Песенка обезьянки
Расскажите ребенку, что обезьянки умеют петь смешные песенки и одну из них вы знаете:
Смешную песенку я знаю
И на губах ее сыграю!
Покажите малышу, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-Б-Б…» (движения пальца – сверху вниз).
Расческа
Рассскажите ребенку, что во рту у обезьянки есть необыкновенная расческа, и сейчас вы покажите как ею можно причесаться. Для этого слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.
Спрячь губки
Покажите ребенку, как обезьянка умеет прятать губки. Для этого подогните губы и втяните их внутрь; удерживайте губы в таком положении, слегка прикусив их зубами. Пусть малыш так же спрячет свои губки.
Упражнения для языка
Любопытный язычок
Расскажите ребенку, что у обезьянок язык очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта наружу. Откройте рот так, чтобы были видны зубы и язык. Высовывайте язык наружу и прячьте за нижние зубы. Рот при этом остается открытым на протяжении всего упражнения. Предложите ребенку повторить это упражнение.
Накажем непослушный язычок
Скажите ребенку, что язычок обезьянки провинился. Он вышел один без разрешения на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносит звуки «Та, та, та…» предложите малышу повторить упражнение.
Пожалеем язычок
Жаль нам стало и обезьянку и ее язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнения, но не кусайте язык зубами, а похлопайте его губами, произнося звуки «Пя-пя-пя…» Предложите малышу повторить это упражнение.
Пассивна артикуляционная гимнастика
Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движении из-за значительного снижения подвижности губ и языка.
Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко подстрижены. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку.
Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2-3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3-4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным можно заменить пассивную гимнастику на активную. Все упражнения можно проводить без помощи специалиста.
Упражнения для губ
Хоботок
Указательными и большими пальцами обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок». Для этого сдвиньте уголки губ к центру – навстречу друг другу.
Улыбка
Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку. Для этого потяните уголки губ от центра в стороны.
Покажем верхние зубки
(поднимание верхней губы)
Указательными пальцами обеих рук приподнимите (не отгибайте, а сдвиньте) верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только зубки, но и верхняя десна.
Покажем нижние зубки
(опускание нижней губы)
Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.
Утиный клювик
Захватите большими и указательными пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губу и оттягивайте их вперед, как утиный клювик.
Чтобы заинтересовать малыша, можно во время выполнения гимнастики читать ребенку стишок:
Наши губки не простые,
Наши губки золотые,
Смышленые,
Ученые,
Замечательные!
Упражнения для языка
Поднимание языка
Приподнимите кончик языка ребенка рукой или чайной ложечкой к твердому небу или к верхней губе.
Вытягивание языка изо рта
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите язык ребенка и слегка потяните его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.
Отведение языка в стороны
Большим и указательным пальцами правой руки возьмите кончик языка ребенка и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так, чтобы он коснулся левого уголка губ. Повторяя упражнение объясните ребенку, что язычок, как стрелочки у часов меняет свое положение. Можно произносить: «Тик – так, тик-так».