Марина Мирошниченко
Речь на кончиках пальцев. Консультация для педагогов и родителей
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - это утверждение знаменитого педагога Василия Александровича Сухомлинского. А что такое ум - это внимание, память, мышление, и, конечно же, речь!
Начинать упражнять пальчики или, как мы с вами, педагоги, скажем развивать «мелкую моторику рук» необходимо с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом – мы называем это пальчиковой гимнастикой. Нельзя забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Публикация «Речь на кончиках пальцев, Консультация для педагогов и родителей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, согласиться с народной мудростью «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Повторяйте движения за мной:
Раз-два-три-четыре-пять
Начинаем колдовать!
Повертелись, покружились…
В ребятишек превратились!
Какие симпатичные ребятишки получились! Давайте поздороваемся с солнышком!
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши:
Очень рады солнышку!
ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ, ПО ЛЕСУ, ПО ЛЕСУ…
НАШЛА СЕБЕ ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ…
И НОЖКАМИ ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ.
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОКРУЖИМСЯ, ПОКРУЖИМСЯ, ПОКРУЖИМСЯ…
И НАВСЕГДА ПОДРУЖИМСЯ, ПОДРУЖИМСЯ, ПОДРУЖИМСЯ…
С козой мы поиграли, а теперь бегите в свои домики, на стулья и садитесь по удобнее.
-Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Тогда отгадайте такую загадку:
Он стоит простой и строгий
В однотонном пиджаке.
У него карманов много,
Провода в его руке.
И глаза его, как блюдца-
То потухнут, то мигают…
И до неба дотянуться
Он пытается руками.
Дом с балконами и окнами
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
НА ОПУШКЕ ДОМ СТОИТ
НА ДВЕРЯХ ЗАМОК ВИСИТ,
А ЗА ДВЕРЬЮ СТОИТ СТОЛ.
ВОЗЛЕ ДОМА – ЧАСТОКОЛ
ТУК –ТУК –ТУК, ДВЕРЬ ОТКРОЙ!
ЗАХОДИТЕ! Я НЕ ЗЛОЙ!
Ребята, а кто в домике живёт?
Кто – кто в невысоком живёт?
Мы с вами, люди, человечки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
БЕЖАЛИ МИМО РЕЧКИ
СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ,
ПРЫГАЛИ, СКАКАЛИ,
СОЛНЫШКО ВСТРЕЧАЛИ…
ПОСТРОИЛИ МОСТИК,
ЗАБИЛИ ГВОЗДИК…
ТУКИ – ТУКИ – ТУКИ –ТУК!
БУЛТЫХ В РЕЧКУ!
ПРОПАЛИ ЧЕЛОВЕЧКИ!
Ребята, скажите, как вы смотрите на то, что в конце этой весёлой истории человечки вдруг пропали…
Предлагаю придумать хорошее продолжение этой истории…
Что дальше могло произойти с человечками?
(варианты ответов)
-Выплыли они на берег, а там, в камышах их поджидает паучок.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ПАУ – ПАУЧИНА ПАУТИНУ СШИЛ.
ВДРУГ ЗАКАПАЛ ДОЖДИК,
ПАУТИНУ СМЫЛ!
ВОТ И СОЛНЦЕ ВЫШЛО, СТАЛО ПОДСЫХАТЬ…
ПАУ – ПАУЧИНА ТРУДИТСЯ ОПЯТЬ…
-А ещё хотите загадку?
Тащит еле – еле
Дом на скользком теле,
Домик из ракушки
В виде завитушки.
Улитка
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
УЛИТКА, УЛИТКА ПО ЛИСТУ ПОЛЗЁТ…
УЛИТКА, УЛИТКА ДОМИК СВОЙ ВЕЗЁТ…
ПОСАЖУ УЛИТКУ НА ЛАДОНЬ СВОЮ,
Я ЕЁ ПОГЛАЖУ, ПЕСЕНКУ СПОЮ…
УЛИТКА, УЛИТКА СПРЯТАЛА РОГА.
ОТПУЩУ УЛИТКУ – ПУСТЬ ПОЛЗЁТ САМА…
-Поиграли с улитками? А теперь игра
ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»
Улитка передвигается медленно, а собака (быстро)
Емеля из сказки ленивый, а наши ребята… (трудолюбивые)
-А что такое трудолюбие?
-Это любовь к труду.
-Кого мы можем назвать трудолюбивыми?
-(варианты ответов)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
МЫ КАПУСТУ РУБИМ, РУБИМ…
МЫ МОРКОВКУ ТРЁМ, ТРЁМ…
МЫ КАПУСТУ СОЛИМ, СОЛИМ…
МЫ КАПУСТУ ЖМЁМ, ЖМЁМ…
- Ну вот, поработали, теперь можно и отдохнуть!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Котик, ёжик, жаба, хвать»!
Правила игры: дети встают тесным кружком и ставят вверх зажатый кулачок с поднятым большим пальцем. Вместе они говорят: «ЁЖИК, КОТИК, ЖАБА… ХВАТЬ! При слове «ХВАТЬ» воспитатель старается поймать пальчики детей, а дети, соответственно, прячут их.
Это была игра на развитие координации движений, на умение повторить за воспитателем слова и действия. На свете много таких игр! Поиграем ещё?
- Да! Но прежде отгадайте загадку:
Он для всех хороший друг
В тундре, где полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
Что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
С ним на севере легко!
Ищет ягель целый день,
Это… – северный олень!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ
ОН ГЛЯДИТ В СВОЁ ОКОШКО,
МИМО ЗАИНЬКА БЕЖИТ, В ДВЕРЬ К НЕМУ СТУЧИТ:
СТУК, СТУК – ДВЕРЬ ОТКРОЙ!
ТАМ В ЛЕСУ ОХОТНИК ЗЛОЙ!
-ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЗАБЕГАЙ!
ЛАПУ МНЕ ДАВАЙ!
(Игра повторяется 2 - 3 раза; каждый последующий раз в убыстрённом темпе).
Ребята, как вы заметили, олень – быстрое животное. Как вы думаете, мы сумеем угнаться за оленем на автомобиле? Давайте попробуем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Ребята, посмотрите, в исправности ли ваши автомобили?
- Колесо спущено!
-Так давайте накачаем!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «НАСОС»
ЕДЕМ – ЕДЕМ НА МАШИНЕ,
НАЖИМАЕМ НА ПЕДАЛЬ…
ГАЗ ВКЛЮЧАЕМ, ВЫКЛЮЧАЕМ
СМОТРИМ ПРИСТАЛЬНО МЫ ВДАЛЬ.
ДВОРНИКИ СЧИЩАЮТ КАПЛИ:
ВПРАВО, ВЛЕВО – ЧИСТОТА!
ВОЛОСЫ ЕРОШИТ ВЕТЕР,
МЫ ШОФЁРЫ – ХОТЬ КУДА!
Друзья мои, прежде чем приступить к работе, давайте мы с вами сделаем массаж пальчиков при помощи массажных мячей.
САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК И ЛАДОНЕЙ.
Я мячом круги катаю, назад – вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки…
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну…
А теперь последний трюк: мяч летает между рук!
Молодцы, ребята!
А сейчас ещё одно задание: возьмите в руки карандаш и, вращая его между пальцами, повторяйте слова за мной:
Заводи мотор скорей!
И ладони разогрей:
Всё быстрей, быстрей, быстрей:
Сил, приятель, не жалей!
Ход немного замедляем,
Видно, к дому подъезжаем!
Едем тише, тише, тише,
И мотор уже не слышен…
А теперь давайте похвалим друг друга и себя!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
АХ, КАКОЙ ХОРОШИЙ Я!
КАК ЖЕ Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!
КРЕПКО ОБНИМАЮ!
НОСИКОМ ВДЫХАЮ!
-Друзья мои, вспомните, пожалуйста, с чего началось наше увлекательное занятие? (Варианты ответов….)
Правильно, с чудесного превращения из взрослых в детей! И, следуя логике, я должна буду превратить всех вас обратно во взрослых… Но я намеренно не буду этого делать! Мне очень хочется оставить вас детьми. Для чего? – спросите вы. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ГЛАЗА ВАШИ ГОРЕЛИ, ЧТОБЫ ВЫ УМЕЛИ УДИВЛЯТЬСЯ И РАДОВАТЬСЯ ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ИМЕЛИ СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ВОСХИЩАТЬСЯ ИМ! ЧТОБЫ УМЕЛИ ПРОЩАТЬ ДРУГ ДРУГУ ОБИДЫ И ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
1. Диченскова, А. М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики. – Изд. 2-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2012. – 220 с. : ил. – (Мир вашего ребенка)
2. Новиковская, О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. : Астрель; СПб: Сова; Владимир: ВКТ, 2011. – 224 с. : ил.