МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»

Тамара Ивановна Аликина
Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – основным видам речевой деятельности.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

• является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их);

Публикация «Консультация для педагогов „Речь — коммуникативная компетенция ребенка“» размещена в разделах

• является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

• используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц ( человек как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать, соперничать).

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Такие условия возникают, прежде всего в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. В. Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это "дар природы". Чтобы дар природный развивался, стал умением "произносить слова и строить фразы", необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно.

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Эффективность реализации речевой активности детей зависит от внимания педагога к развитию речи, его умение грамотно выстроить педагогический процесс, направленный она своевременное освоение родного языка, который является средства коммуникативной компетентности ребенка.

Коммуникативная компетентность включает в себя :

•овладение разговорной речью и свободное общение с близкими взрослыми и детьми; в диалоге активно высказываться, уметь привлечь к себе внимание собеседника, интересоваться высказываниями партнера, отвечать на них словом, действием; выражать мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;

•проявление интереса к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;

•употребление в высказываниях различных частей речи, эпитетов, сравнений, синонимов;

•проявление интереса к словотворчеству;

•ориентирование в разных ситуациях общения;

•владение интонационной выразительностью (темп, ритм, громкость речи и т. д.);

•умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

•адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).

Осваивая язык, ребенок не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний).

Он учиться правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Осваивает эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, дошкольник, прежде всего в играх со звуками, рифмами, смыслами; он экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально- смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны слова, словарного состава, грамматического строя языка. Одной из важнейших составных частей в работе над общеречевой деятельностью является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретной ситуации, овладел основными коммуникативными способностями.

Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – основным видам речевой деятельности.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

•является средством познания, необходимым условием познавательной деятельности человека (благодаря речи человек приобретает знания, усваивает и передает их);

• является средством воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т. е. речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, склонить их к действиям и поступкам и т. д.);

•используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её результатов;

является средством удовлетворения личных потребностей человека: в общении, в приобщении к определенной группе лиц ( человек как существо социальное не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживать, соперничать).

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Такие условия возникают, прежде всего в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. В. Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это "дар природы". Чтобы дар природный развивался, стал умением "произносить слова и строить фразы", необходимо знание. Если есть знание, человек говорит правильно. "Ни искусство, ни мудрость, - утверждал Демокрит, великий философ древности, - не могут быть достигнуты, если им не учиться". Овладение родным языком важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Эффективность реализации речевой активности детей зависит от внимания педагога к развитию речи, его умение грамотно выстроить педагогический процесс, направленный она своевременное освоение родного языка, который является средства коммуникативной компетентности ребенка.

Коммуникативная компетентность включает в себя :

•овладение разговорной речью и свободное общение с близкими взрослыми и детьми; в диалоге активно высказываться, уметь привлечь к себе внимание собеседника, интересоваться высказываниями партнера, отвечать на них словом, действием; выражать мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;

•проявление интереса к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;

•употребление в высказываниях различных частей речи, эпитетов, сравнений, синонимов;

•проявление интереса к словотворчеству;

•ориентирование в разных ситуациях общения;

• владение интонационной выразительностью (темп, ритм, громкость речи и т. д.);

•умение внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

•адекватно оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).

Осваивая язык, ребенок учиться правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Осваивает эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, дошкольник, прежде всего в играх со звуками, рифмами, смыслами; он экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты. В такой форме ребенок познает языковые закономерности, приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально- смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны слова, словарного состава, грамматического строя языка. Развитие образной речи способствует воспитанию интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретной ситуации, овладел основными коммуникативными способностями.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет)Дидактическая игра «Экологическая мозаика» (для детей 6–7 лет) Предлагаю на рассмотрение «Экологическую мозаику». Игра понравилась детям, её высоко оценили коллеги. Автор: воспитатель Чекмарёва Светлана.

В чём причина задержки развития речи у ребёнка трех лет Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Совершенствование речи, т. е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 00:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речь — коммуникативная компетенция ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Ивановна Аликина (УИ 219602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД