Людмила Клименко
Речь как фактор развития человека
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — это процесс общения; язык — система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям.
Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта людей.
Речь тесно связана со всей психической жизнью человека : мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.
Публикация «Речь как фактор развития человека» размещена в разделах
Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей человека (ребенка) : коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую, что уже говорит о ее большой значимости.
В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень остро. Появляются все новые и новые «шедевры технологических достижений», которые заменяют «живое» общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на «таком» языке? С кого брать пример?
Не стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; я только что их перечислила и, они далеко не все.
Так хочется слышать и слушать речь правильную, красивую, грамотную.
Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности.
Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, Г. Л. Розенгард-Пупко и другие).
А. Н. Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:
1-й — подготовительный — до 1 года; В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Крик, плач, гуление, лепет, лепетная речь, первые слова — составляющие первого этапа становления речи.
2-й — преддошкольный — до 3 лет;
С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова носят общественно-смысловой характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. К концу второго года появляется фразовая речь. К двум годам речь становится основным средством общения. На третьем году возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов.
3-й — дошкольный — до 7 лет;
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок. К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения. К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.
4-й — школьный — от 7 до 17 лет. Особенность данного возраста — сознательное усвоение.
Более подробно о данном возрасте будет говориться ниже.
Развитие общения — качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.
В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения со взрослым.
Ситуативно-личностную: появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ведущий мотив общения — личностный. Основные средства общения — экспрессивно-мимические операции.
Ситуативно-деловую:появляется у ребенка к 6 месяцам. Ведущий мотив общения — деловой. Основные средства общения — предметно-действенные операции.
Внеситуативно-познавательная:появляется у ребенка в возрасте 3-4 лет. Ведущим мотивом общения является познавательный. Основным средством общения являются речевые операции.
Внеситуативно-личностная:появляется у детей в возрасте 5-6 лет. Ведущий мотив общения — личностный. Основными средствами общения являются речевые операции.