Людмила Марьясова
Консультация «Речь и мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе главным считаю – воспитать доброго, чуткого, грамотного, здорового физически и нравственно человека, то есть воспитать счастливую личность.
На протяжении ряда лет веду работу по речевому развитию с использованием мнемотехники. Речь ребенка развивается с самого раннего детства. Через речь развивается и совершенствуется интеллект. Создавая условия для развития речи ребенка, воспитатель способствует развитию его интеллекта, эмоций, готовит почву для успешного обучения в школе для творческой трудовой деятельности.
Публикация «Консультация „Речь и мнемотехника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь ребенка развивается в процессе подражания. Сначала оно неосознанное, инстинктивное, неосмысленное. Позднее ребенок учится связывать явления действительности с речью. В ДОУ речевая среда должна иметь высокий развивающий потенциал, оптимальный для каждой возрастной группы. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Ее цель – развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, так же развивается мышление, внимание, воображение. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, надо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – это умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, пользоваться «заместителями». Для проведения образовательной деятельности готовлю много мнемотаблиц, которые занимают особое место в работе с детьми. Использую их в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использую их в качестве дидактического материала. Они направлены на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования системного видения мира. Давно замечено, что детский рисунок в большинстве случаев представляет схему, в которой передается связь основных частей изображаемого предмета, но отсутствуют индивидуальные черты. Дети обычно легко и быстро понимают разного рода схемы и успешно пользуются ими.
Большую помощь в подготовке к образовательной деятельности оказывают методические пособия: Т. В. Большева «Учимся по сказке», к которой есть приложение с цветными иллюстрациями для занятий с детьми младшей и средней групп, а для работы со старшими дошкольниками все мнемотаблицы готовлю сама; Е. А. Юзбекова «Ступени творчества» - включает в себя методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Для детей младшей и средней групп мнемотаблицы необходимо делать цветными. У детей этого возраста быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - желтые, елка - зеленая и т. д.
Основным в опорной таблице является изображение главных героев, через которые идет осознание происходящего. В таблице схематично изображаем героев сказки, но так, чтобы дети поняли, о чем речь.
Занятия с применением мнемотаблиц идут в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например –волк,лягушка и т. д.
3. Пересказ с опорой на символы.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Воспроизведение ребенком мнемотаблицы при ее показе. «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»
Таким образом, работая с мнемотаблицами, воспитатель решает следующие задачи:
Развивает у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу. Знакомит детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.
Развивает у детей психические процессы: память (различные виды, внимание, мышление.
Развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Формирует у детей правильное звукопроизношение. Знакомит с буквами.
Воспитывает любовь к народным сказкам и произведениям фольклора разных народов.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.