Получи документы

Консультация «Речь и мнемотехника»

Людмила Марьясова
Консультация «Речь и мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы

В своей работе главным считаю – воспитать доброго, чуткого, грамотного, здорового физически и нравственно человека, то есть воспитать счастливую личность.

На протяжении ряда лет веду работу по речевому развитию с использованием мнемотехники. Речь ребенка развивается с самого раннего детства. Через речь развивается и совершенствуется интеллект. Создавая условия для развития речи ребенка, воспитатель способствует развитию его интеллекта, эмоций, готовит почву для успешного обучения в школе для творческой трудовой деятельности.

Публикация «Консультация „Речь и мнемотехника“» размещена в разделах

Речь ребенка развивается в процессе подражания. Сначала оно неосознанное, инстинктивное, неосмысленное. Позднее ребенок учится связывать явления действительности с речью. В ДОУ речевая среда должна иметь высокий развивающий потенциал, оптимальный для каждой возрастной группы. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Ее цель – развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, так же развивается мышление, внимание, воображение. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, надо научить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – это умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ, пользоваться «заместителями». Для проведения образовательной деятельности готовлю много мнемотаблиц, которые занимают особое место в работе с детьми. Использую их в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использую их в качестве дидактического материала. Они направлены на развитие активных форм мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, на создание предпосылок формирования системного видения мира. Давно замечено, что детский рисунок в большинстве случаев представляет схему, в которой передается связь основных частей изображаемого предмета, но отсутствуют индивидуальные черты. Дети обычно легко и быстро понимают разного рода схемы и успешно пользуются ими.

Большую помощь в подготовке к образовательной деятельности оказывают методические пособия: Т. В. Большева «Учимся по сказке», к которой есть приложение с цветными иллюстрациями для занятий с детьми младшей и средней групп, а для работы со старшими дошкольниками все мнемотаблицы готовлю сама; Е. А. Юзбекова «Ступени творчества» - включает в себя методические рекомендации для воспитателей ДОУ. Для детей младшей и средней групп мнемотаблицы необходимо делать цветными. У детей этого возраста быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая, цыплята - желтые, елка - зеленая и т. д.

Основным в опорной таблице является изображение главных героев, через которые идет осознание происходящего. В таблице схематично изображаем героев сказки, но так, чтобы дети поняли, о чем речь.

Занятия с применением мнемотаблиц идут в несколько этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например –волк,лягушка и т. д.

3. Пересказ с опорой на символы.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Воспроизведение ребенком мнемотаблицы при ее показе. «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»

Таким образом, работая с мнемотаблицами, воспитатель решает следующие задачи:

Развивает у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу. Знакомит детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Развивает у детей психические процессы: память (различные виды, внимание, мышление.

Развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Формирует у детей правильное звукопроизношение. Знакомит с буквами.

Воспитывает любовь к народным сказкам и произведениям фольклора разных народов.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Публикации по теме:

Консультация «Интеллект, язык и речь» Интелект, язык и речь. Речевая патология –это нарушение важных психических функций человека. Такие нарушения в раннем возрасте характерны.

Консультация для педагогов «Мнемотехника как средство обучения дошкольников рассказыванию» «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей младшей группы «Мнемотехника»Консультация для родителей младшей группы «Мнемотехника» Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста Цель: раскрыть.

Консультация для родителей «Мнемотехника для облегчения запоминания материала и развития памяти» Мнемотехника-это система методов и приемов,обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. В непрерывной.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Если ребенок молчит, покажите.

Консультация «Речь воспитателя» Богданова Жанна Владимировна воспитатель высшей категории МБОУ «Металлплощадская СОШ» дошкольные группы «Волшебная страна» Консультация.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника — искусство запоминания» Консультация для воспитателей «Мнемотехника – искусство запоминания» В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического.

Консультация «Драматизация и речь» 2 слайд Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в детском саду, это объясняется важностью периода дошкольного.

Консультация «Образная речь детей» На современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования речевой культуры. Воспитание речевой культуры подразумевает.

Консультация «Развиваем речь дошкольника» Развитие речи дошкольника. В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Речь и мнемотехника»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 08:05
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Речь и мнемотехника»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Марьясова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД