МААМ-картинки

«Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Жирнова Нэлля
«Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум для педагогов по финансово-экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ребёнок и экономика. Формирование финансово – экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд 2 .Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

Задачи:

Публикация «„Ребёнок и экономика“ Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности

2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;

3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

4. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Слайд 3. Слова А. Д. Шатовой.

Все мы живем в мире экономики. Именно экономика обеспечивает нас всем необходимым. Свет и тепло в доме, еда и одежда, даже обучение и развлечения, и многое другое стало возможным в результате этой деятельности.

В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями.

Участие в занятиях по финансово-экономической грамотности помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Необходимо раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.

Слайд 4. Когда следует начинать знакомство с экономикой?

Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Именно с дошкольного возраста ребёнок должен узнать о мире экономических отношений?

Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Впереди – школа, там всему и научат.

Эти и много других вопросов возникает и у педагогов, и у родителей, когда встает вопрос об экономическом воспитании дошкольников.

Слайд 5. Нужно ли и зачем ребенку экономическое воспитание?

Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда и сам делает покупки, и, хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателей и родителей сделать ее инструментом для использования.

Именно поэтому экономическое образование надо начинать как можно раньше, с дошкольного возраста, знакомить малышей с такими понятиями как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

Слайд 6. Цель экономического воспитания дошкольников:

1. Создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

2. Раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Формирование первичных экономических представлений и компетенций.

2. Развитие экономического мышления дошкольников.

3. Воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Основные идеи:

1. Человек в современном мире не может сам производить все, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами - путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги - универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата - цена работы по производству товаров.

5. Цена - количество денег, которые платят за товар.

6. Рынок - обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет - деньги, которые семья может тратить на свои нужды и по своему усмотрению.

Слайд 7. Средства и методы экономического воспитания:

1. Сказочные персонажи.

2. Виды деятельности.

3. Чтение сказок с дальнейшим обсуждением.

4. Создание проблемных экономических ситуаций и обыгрывание их.

5. Развивающая среда.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».

Основная форма обучения – игра. Именно через нее ребенок осваивает и познает мир.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является и совместная деятельность воспитателя и детей.

Слайд 8. Экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе занятий образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, художественную виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Большой популярностью у детей пользуются различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес» и другие. Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание ребусов и кроссвордов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, позволяющие по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Одним из разнообразных методов для усвоения экономических знаний служит чтение художественной литературы (рассказы, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Народные сказки необходимы для воспитания таких «экономических» качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

Слайд 9. Сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно- познавательные навыки.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения (народные: «Жадная старуха», «Как коза избушку построила»; авторские: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха» и др.

Слайд 10. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды, в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание развивающей предметно – пространственной среды.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребенком. Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Слайд 11.Семья – реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия», «стипендия», «деньги», «бюджет». Поэтому ребенку родители должны объяснить, что:

- семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;

- формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;

- развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность).

Практическая часть.

Слайд 13. ЗАДАНИЕ 1. «Продолжите предложение»

1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …

а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.

2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

в) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

Слайд 14. ЗАДАНИЕ 2. «Кто последний?»

Перечислите книги, фильмы, мультфильмы способствующие развитию финансовой грамотности дошкольников. (команды по очереди называют, проигрывает та команда от которой не поступило очередного названия)

Буратино», «Дюймовочка», «Бременские музыканты», «Ослиные уши», «Сказка о золотой рыбке», «»Сказка о попе и его работнике Балде», «Золушка», «Морозко», «Цветик- Семицветик», «Конек-Горбунок», «Огниво», «»Кот в сапогах», «Сказка о золотом петушке», «Фиксики», «Фунтик» и т. д.

ЗАДАНИЕ 3. «У кого больше»

Перечислите игры, способствующие развитию экономических знаний и навыков (выигрывает та команда, которая перечислит большее количество)

«Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «»Пароход», «Зоопарк», «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители», «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии».

ЗАДАНИЕ 4. «А у нас…. пословицы и поговорки»

Слайд 15. О труде. По работе и плата. Кончил дело – гуляй смело. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а день портит.

О деньгах, цене. Деньги- не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход

О деньгах, цене. Деньги- не люди, лишними не будут. Доход не живет без хлопот. Получишь доход – явится и расход

О бережливости. Бережливость лучше богатства. Бережливая вещь два века живет. Запас человека не портит.

. О лени. Леность наводит на бедность. Лень до добра не доводит.

О добре. Доброго держись, а от худого удались. Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти. В одну лапу всего не сгребешь. В чужой лодке всегда больше рыбки. Глаза завидущие, руки- загребущие. Жадность, что река: чем дальше, тем шире. Ни себе, ни людям.

ЗАДАНИЕ 5. «Валюта стран мира».

Слайды 16-18. На экране.

ЗАДАНИЕ 6. Подвижная игра «Выбор профессии»

Слайд 19. Цель: развивать ловкость, скорость реакций, умение бросать и ловить мяч, быстро реагировать и отвечать на вопросы. Оборудование: резиновый мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель- в центре круга. Называет любую профессию и бросает мяч в руки ребенку. Дошкольник, поймавший мяч, должен быстро ответить, какую работу выполняет человек этой профессии. Например, композитор…. сочиняет музыку.

Если ребенок затрудняется ответить, то он выходит из игры. Выигрывает тот, кто остается один на один с воспитателем.

ЗАДАНИЕ 7. Физкультминутка «Будем денежки считать».

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два – оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живем.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

На четвертую монетку будем есть и пить (отгибаем указательный палец).

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донце кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Слайд 20. ЗАДАНИЕ 8. «Анаграммы»

СИПЕНЯ

ЛАКМЕРА

ПАРТАЛАЗ

ОВОДРОГ

КАНОЭКОМИ

КАБН

ЗАДАНИЕ 9. «Экономические ситуации»

Покупатель-продавец:

Мать вырастила на огороде много овощей. Она решила их продать. Овощи стали товаром, а Маша- продавцом. На базаре на каждый овощ повесила ценник. Пришел покупатель, выбрал товар, заплатил деньги и забрал товар.

Партнеры:

Вова хочет продать музыкальный диск. Коля хочет купить этот диск. Вова назначает цену, но у Коли не хватает денег на эту покупку. Они договариваются о цене, времени продажи, месте встречи. Мальчики стали партнерами. Когда Коля купит товар, а Вова продаст, они произведут сделку.

Бартерная сделка:

У Оли –книги, у Тани тоже книги. Они их уже прочитали и хотят иметь другие книги. Они договариваются и обмениваются книгами, т. е. девочки провели бартерную сделку.

(пенсия, реклама, зарплата, договор, экономика, банк. Ответы к заданию 8).

Слайд 21. ЗАДАНИЕ 10. «Вопросы напоследок»

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?

2. Плановое ведение хозяйства.

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять?

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять?

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки?

6. Как называют человека, который продает товар?

7. Обмен товарами без участия денег.

(Собственность, экономика, сделка, товар, деньги, продавец, бартер)

Слайд 22. Итог семинара.

Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же, работник.

Именно поэтому знания, умения, навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности. Поэтому весьма важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Экономическое воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированных на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально – экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развитие интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально- экономического поведения.

И в заключение хочется сказать:

Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой.

Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело - наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело все-таки появилось, надо не переставая учиться. Успехов вам!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Брейн-ринг для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»Брейн-ринг для педагогов «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение.

Фотоотчёт «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом - Приучай.

Консультация «Формирование проектной грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование проектной грамотности у детей дошкольного возраста» .

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Консультация для родителей «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» Если хочешь быть богатым, Нужно быть финансово грамотным. Роберт Кийосаки. Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания.

Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Видео УМК АЗБУКА ФИНАНСОВ Финансовое просвещение и воспитателей и детей актуальное направление в дошкольной педагогике, востребованное родителями.

План мероприятий по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 1. Разработка мероприятий «Обучение финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста». -Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая.

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 5–6 летПроект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Аннотация проекта Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового.

Программа кружковой работы по финансово-экономической грамотности дошкольников «Экономь-ка» для детей 5–7 лет Пояснительная запискаВся экономика – это наука о том, как люди принимают решения. Джеймс Дьюзенберри, американский экономист Условия современной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2019 в 19:11
+152Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ребёнок и экономика» Формирование финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Жирнова Нэлля (УИ 879268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД