Елена Ляшенко
Ребенок-зеркало семьи!
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – зеркало семьи
В наш непростой век, который иногда называют даже жестоким, возникает проблема обретения ребенком доброго, гуманного отношения к миру и своего места в нем. Бесспорно, что определяющая роль в социально-нравственном развитии личности
отводится семье.
«Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери», - писал известный педагог Василий Сухомлинский.
Публикация «Ребенок-зеркало семьи!» размещена в разделах
По мнению А. С. Макаренко, Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.
Я в своем докладе выбрала тему воспитания в семье, так как считаю, что сегодня актуально говорить о педагогическом взаимодействии образовательной организации и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребности родителей, а с другой - объединяло усилия обеих сторон в процессе социально-нравственного воспитания ребенка. Современные родители порой не становятся примером для подражания. На помощь должны прийти педагоги, корректно и профессионально направляющие и поддерживающие воспитательную деятельность родителей.
Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
Еще одна функция семьи – функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи — важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.
Таким образом, процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.
Ребенок, словно губка, впитывает с самого рождения в себя все то, что видит и слышит вокруг. Мама кричит на папу? Дочка тоже хмурит бровки и кричит на папу. Папа грубо обращается с мамой? Сын смотрит на отца и грубит матери. Это закономерно. Ребенок – зеркало семьи. Когда родители объясняют ребенку, что курить вредно, но при этом папа курит, то все, что они говорят бесполезно. Ребенок учится не тому, что слышит, а тому, что видит. Он наблюдает за взрослыми и понимает – надо делать так, они. Дети очень наблюдательны. Вы думаете, что они не видят, не смотрят, не понимают. А если и видят, то не думают, не анализируют. Но вы ошибаетесь. Даже месячный младенец реагирует на микроклимат в семье. Он еще ничего не понимает. Он чувствует. А дети постарше не только чувствуют, они понимают. Поэтому когда вы что-то делаете, подумайте о том, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок поступал так же? Если нет, то может не стоит этого делать?
Ребенок поступает в детский сад в возрасте трех лет, следовательно, у него, к этому возрасту уже сформированы какие либо черты характера, привычки, имеются определенные навыки. Из опыта работы с семьями воспитанников, наблюдениями за поведением детей, беседами с родителями, я выяснила, что дети, словно зеркало, отражают ситуацию в своей семье, копирует поведение родителей или близких родственников, которые непосредственно их окружают. Родители своими поступками должны максимально постараться для того, чтобы их дети выросли достойными людьми.
К сожалению, в современном мире дети много времени проводят у компьютера, который негативно влияет на детскую психику. Очень часто у детей наблюдается такие негативные качества, как жестокость, жадность, эгоизм, слабо развита самостоятельность. Беседуя с родителями, я советую им больше уделять времени общению с детьми, участвовать вместе с ними в разнообразных видах деятельности – играх, учёбе, спорте, труде.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители являются бессменным лидерами и авторитетами для своих детей. А педагог только лишь помогает воспитывать подрастающее поколение. Идеальным условием для гармоничного развития личности ребенка будет являться единство требований семьи и образовательной организации.