Виктория Романова
Конфликты в системе «Ребенок — ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание в настоящий период времени становится проблемой все более сложной, и эта проблема должна решаться в первую очередь.
Дошкольный возраст- период активного освоения мира, мира человеческих отношений, осознание самого себя в этом мире. Культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей, в лице которых ребенок находит не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «…образ себя через другого»[2,с. 5]. Моральные нормы и критерии усваиваются несколько позднее, поведение во многом регулируется чувствами. Этическое воспитание, воспитание нравственности реализуется при развитии у ребенка положительного отношения к близким, сверстникам. При всем при этом, не стоит забывать о том, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра.
Публикация «Конфликты в системе „Ребенок — ребенок“» размещена в разделах
Игра во многом определяет поведение ребенка, поэтому не следует забывать об игрушках- спутниках игровой деятельности.
Общепризнанным фактом является значимость игрушки для ребенка, нередко именно игрушка проектирует его поведение, определяет характер ролевого взаимодействия. Хорошо, когда игрушка несет позитивное начало, учит добру и красоте, но все чаще предназначение игрушки искажается, она становится провокатором или катализатором возникновения конфликтных ситуаций между детьми.
Современные производители игрушек, в угоду потребительскому рынку, нередко опускаются до уровня низкосортной (в смысловом предназначении) продукции, и орды Бетманов, сомнительных красоток, да и прочей иноземной нечисти, заполонили прилавки магазинов. Профессиональный долг педагога провести разъяснительную работу с родителями, обратить внимание на недопустимость проникновения негатива в мир детства.
Остановимся подробнее на игрушках, связанных с военной тематикой: танки, солдатики, всевозможное «огнестрельное и холодное» оружие.
Игрушки данной категории помогают найти выход внутренней агрессии, скрытой в подсознании каждого человека. Если данная агрессия реализуется в «военной» игре, тогда в реальной действительности человек не будет нуждаться в дополнительном «эмоциональном выбросе негатива». Дети также должны находить применение своей энергии, но есть опасность привыкания к агрессивной манере ведения игры. Если сюжет игры перенасыщен жесткой смысловой атрибутикой, то может произойти смещение сюжетной линии на нет, и игра перейдет в ситуацию конфликта.
Использование «боевой атрибутики» целесообразно тогда, когда у ребенка сформированы начальные понятия отношений «добро-зло», сформированы представления о патриотизме, если, играя с «оружием», он соотносит себя с ролью защитника, освободителя. Таким образом, наличие определенного опыта способствует развертыванию насыщенного сюжета игры, где ведущая игровая линия принадлежит оправданно высокой цели победы добра, даже если сражаются с Кощеем.
В настоящее время детские сады переживают непростой период: группы нередко переполнены, в некоторых учреждениях отсутствуют спальни, из-за чего размеры полезной площади групповых комнат уменьшаются, «оптимизированы» даже спортивные залы, поэтому вопрос реализации избытка энергии стоит очень остро.
В своей работе мы нашли такой выход: создание переносных макетов. Макет «поля битвы» переносной, свободно размещается на столе, на ковре, сам макет обновляется за счет самодельных поделок. Фигурки солдат здесь оказываются к месту, дети играют с удовольствием. Ребенок сам принимает активное участие в создании макетов, их преобразовании, сам комплектует игровые персонажи, при желании игровое действие легко интегрируется с новой творческой ситуацией, где ребенок может раскрыться с новой стороны.
Поговорив с родителями, обсудив тему приноса «оружия» в группу, мы достигли определенного уровня договоренности, озвучив ее для детей так: «Мы за мир во всем мире!». Игрушки (пистолеты, автоматы, мечи и кинжалы) в группу не приносим, так как наличие в руках игрушек данного типа требует наличие противника, начинается «поиск врага», и, нередко, таким врагом оказывается товарищ по группе.
На родительском собрании воспитатели обратились к папам и дедушкам, старшим братьям, с просьбой восполнить дефицит общения, дома играть с «оружием», просмотреть семейные альбомы с фотографиями, на которых изображены члены семьи в военной форме, рассказать о том, кем они были, что они сделали для страны.
Игрушка нередко может быть и «провокатором» конфликта. Дети нередко «дарят» игрушки друг другу, либо обмениваются, потом начинают сожалеть о сделке, конфликт разрастается - слезы, обиды.
В этом случае необходимо уделить время вопросу взаимодействия с родителями; родители должны быть в курсе дел ребенка, относиться с уважением к правам ребенка и его решениям. Дома, в семье, в беседе с ребенком, нужно определить степень свободы распоряжения своим имуществом. Совместными усилиями педагоги и родители должны постараться научить детей договариваться. А это серьезная проблема для совместного творческого поиска.
Литература:
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю. ,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. /С. С. Бычкова. -М. : АРКТИ, 2002.-96 с.
4. Степанова, О. А. Развитие игровой деятельности ребенка : Обзор программ дошкольного образования. / О. А. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 2009. – 128 с.