Анна Кругликова
Консультация для родителей «Ребенок заикается: как быть?»
▼ Скачать + Заказать документы
Во всем мире заикается от 2 до 3% детей, и больше половины из них страдает от сочетания данного речевого нарушения с другими физиологическими расстройствами – гиперактивностью, тиками, головными болями, энурезом, снохождением и пр. Заикание – это сложное психофизиологическое состояние, которое проявляется в нарушениях темпа, ритма и плавности речи, что обусловлено судорожной активностью мышц речевого аппарата. Речь не отделима от коммуникации, взаимодействия с другими людьми, поэтому заикание можно рассматривать как нарушение речевого общения. При абсолютной сохранности всех органов речи заикающиеся дети в значимых ситуациях общения затрудняются свободно говорить или не могут высказаться совсем. Обычно заикание протекает волнообразно и ситуативно, и его проявления во многом зависят от условий коммуникации. Можно с уверенностью сказать, что в каждом дошкольном образовательном учреждении есть такие дети. Часто возникает вопрос, как быть с ними, какую помощь обычный воспитатель может оказать заикающемуся ребенку и должен ли он эту помощь оказывать? Прежде чем ответить, попытаемся определить: а какой он – ребенок с заиканием?
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок заикается: как быть?“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Первое, что важно сказать, ребенок с заиканием – это самый обычный ребенок. Отнести детей с заиканием к группе детей с ограниченными возможностями здоровья можно лишь условно, определяя для них особые образовательные условия в группах компенсирующей направленности. Но таких групп в дошкольном образовании России очень мало. В эти группы дети зачисляются после обследования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, по итогам которой оформляется заключение, и даются рекомендации по организации образовательных условий. Именно ПМПК, учитывая рекомендации разных специалистов, определяют, нуждается ли заикающийся ребенок в создании специальных образовательных условий в дошкольном учреждении или таковых не требуется.
Большинство заикающихся дошкольников посещают детские сады в условиях стихийной инклюзии – в группах общеобразовательной направленности. С одной стороны, дети с заиканием реально могут осваивать основную образовательную программу. Но также они должны получать специализированную помощь учителя-логопеда (а его часто в детском саду не оказывается). С другой стороны, если дети имеют выраженное заикание, то их речь может оказывать влияние на речь других детей группы – они перенимают запинки по подражанию. И такие случаи бывают, тогда родители сверстников начинают жаловаться, что их дети обнаруживают речевые запинки. Поэтому разрешение данного противоречия – проблема далеко не простая.
Нельзя не сказать еще об одном: иногда социально-психологические условия пребывания ребенка в детском саду приводят к появлению у него заикания. Причиной, а вернее, пусковым механизмом, здесь выступают либо сами условия коллективного воспитания, нарушающие благоприятное психоэмоциональное состояние детей (дезадаптация на фоне слабости защитных сил организма). Либо дидактогения – любые формы психологического насилия со стороны педагогов (угрозы, жесткие наказания, авторитаризм обучения социальным навыкам и т. п.). Но это тема отдельного разговора.
Дети с заиканием – это обычные дошкольники, имеющие возрастные психологические особенности, практически не отличающие их от сверстников. В то же время им свойственны некоторые особенности коммуникативно-речевого и игрового поведения.
Что же делать воспитателю общеразвивающей группы, если ее посещает ребенок с заиканием? Попытаемся сформулировать некоторые принципиальные позиции по этому вопросу.
Первое. Воспитатель должен собрать максимально полную информацию о том, каков стаж и причина заикания, как ребенок реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли ребенок коррекционную помощь за пределами детского сада (изучение педагогической и медицинской документации, анкетирование родителей, беседы с ними, беседа с ребенком). Если в данном образовательном учреждении есть учитель-логопед, воспитатель направляет к нему родителей ребенка и в дальнейшем пользуется информацией, полученной специалистом.
Второе. Воспитатель должен быть осведомлен в том, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и сам придерживается его в общении с ребенком. Речевой режим как некие «правила речи» определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком. К различным типам речевого режима относятся: «режим молчания» (отсутствие речи, организуется деятельность, исключающая речевое общение, «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы, «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).
Третье. Воспитатели, как и родители, должны овладеть особыми правилами речи, чтобы во взаимодействии с ребенком демонстрировать ему необходимые образцы. При введении в общение щадящего речевого режима соблюдаются правила: говорить следует спокойно, неторопливо, в замедленном темпе, четко проговаривая все гласные звуки, которые произносятся с утрированно открытым ртом, с активной работой губ и соблюдением артикуляторного уклада.
В повседневном общении воспитателю поможет знание некоторых педагогических приемов, позволяющих ребенку с заиканием ощущать поддержку :
• как можно меньше замечать запинки в речи ребенка, не произносить (и запрещать другим) слова «заикание», «заикается», «запинки»;
• не делать ребенку замечания со словами говори хорошо, говори медленно, расслабься, вдохни перед началом речи и другие замечания, касающиеся его речи;
• разговаривать с ребенком, соблюдая правила, неторопливо, размеренно, не задавать много вопросов;
• не обращать внимания на сбивчивую речь заикающегося ребенка, не произносить за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учить других детей;
• предупреждать и не допускать случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение;
• в процессе общения с ребенком дать ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит;
• предоставлять ребенку возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивать, не торопить, поддерживать постоянный зрительный контакт с ребенком;
• поощрять и хвалить ребенка как можно чаще, даже если у него что-то не получается;
• на занятиях с заикающимся ребенком учитывать его интересы, поощрять самостоятельность, поддерживать его инициативу в игре;
• не требовать от ребенка того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимать и любить ребенка таким, какой он есть.
Так как заикание – одно из самых стойких и тяжелых нарушений речи, затрагивающее и речь, и другие сферы жизнедеятельности ребенка (соматическую, неврологическую, психологическую, моторную, социально-личностную, – то важно иметь в виду, что остановить дальнейшее его усугубление и прогрессирование можно при раннем выявлении и своевременном начале коррекционной психолого-педагогической помощи и тесном сотрудничестве специалистов и родителей.