Уварова Елена
Консультация для родителей «Ребенок с РАС в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм представляет собой группу психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. У детей с аутизмом выявляются пожизненные нарушения в развитии, влияющие на их восприятие и понимание окружающего мира.
Аутизм может встречаться в любом возрасте, но чаще всего диагноз ставится в возрасте от 2,5 до 3 лет. В этот период, который связан с нарастанием общих признаков нарушения и началом посещения детских садов, групп раннего развития, особенности поведения детей с аутизмом становятся более заметными. К этому же возрасту от детей ожидают развития определённых навыков, которые у аутистов либо запаздывают, либо не вырабатываются без длительных занятий.
Период адаптации к дошкольному учреждению обычно является сложным этапом в жизни любого ребёнка и его семьи. С одной стороны, ребёнок с расстройствами аутистического спектра не приспособлен к жизни в детском коллективе, а с другой — не имея положительного опыта пребывания в нём, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.
Наблюдая за ребёнком с РАС, поступившим в детский сад, можно выделить определённые черты поведения и развития, которые присущи таким детям.
Нарушение социальных контактов и взаимодействий
Дети с аутизмом часто выражают свои эмоции и переживания нестандартными способами. Их эмоциональная реакция может быть чрезмерной или, наоборот, недостаточной, что затрудняет понимание их внутреннего состояния окружающими.
Ещё одной характерной чертой детей с аутизмом является зацикленность на определённых темах или предметах. Они могут часами исследовать одну и ту же игрушку или увлекаться одной и той же активностью, порой пренебрегая общепринятыми формами игры, которые включают взаимодействие с другими детьми.
Склонность к повторяющимся действиям (стереотипиям)
Наблюдается практически у всех детей-аутистов. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечами, сгибанию пальцев.
Нарушение вербального общения
Нарушения речи, в той или иной степени, встречаются при всех формах аутизма. Речь может развиваться с задержкой или же не развиваться вообще. По мере развития ребёнка часто отмечаются нарушения экспрессивной речи, дети неправильно используют местоимения, обращения, чаще всего они называют себя во втором или третьем лице.
Расстройства интеллектуальной сферы
Наблюдаются у большинства детей-аутистов. Это может быть умственная отсталость или неравномерное умственное развитие. Ребёнок проявляет трудности в сосредоточении, целенаправленности, отмечается быстрая потеря интереса, расстройство внимания. Общепринятые ассоциации и обобщения редко доступны.
Для расстройства интеллектуальной сферы характерна нерегулярность, а именно, периодические улучшения и ухудшения: так, на фоне ситуативного стресса, болезней могут возникать эпизоды регресса.