Оксана Рущак
Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе
▼ Скачать + Заказать документы
Представьте себе ситуацию - в обычный класс должен поступить ребенок с ОВЗ, однако не все родители согласны, чтобы их дети учились вместе с "особым" ребенком.
Как должен поступить педагог, чтобы избежать конфликтов?
Часто причина негативного отношения окружающих к ребенку с ОВЗ состоит в отсутствии информации о детях с ОВЗ вообще и о таких нарушениях как, например, ДЦП или аутизм в частности. Часто словосочетание "особый" ребенок настораживает людей, им кажется, что он коренным образом отличается от "обычных" или "нормальных". Наше общество еще не привыкло к тому, что дети с физическими нарушениями - такие же его члены, как и все остальные. Встречая на детской площадке маму с коляской и сидящим в ней ребенком с церебральным параличом, взрослые зачастую сочувственно смотрят, а дети хоть и разглядывают с интересом, но редко подходят знакомиться. Так и в случае со школой. Родители бывают не согласны по причине того, что просто не знают, что за ребенок будет обучаться в классе и чего от него можно ожидать. Мы по своей природе боимся всего незнакомого, поэтому нам легче оттолкнуть и отрицать, чем принять и подстроить свое поведение под ситуацию.
Публикация «Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном классе» размещена в разделах
В данном случае педагог – это тот человек, который грамотно и понятно должен рассказать родителям об особенностях и целях инклюзивного образования, о том, что данная форма обучения полезна не только самому обучающемуся с ОВЗ, но и его одноклассникам, т. к. помогая, поддерживая и объясняя непонятную тему своему новому товарищу, они научатся быть более толерантными, терпимыми к видимым недостаткам других людей, поймут, что каким бы человек ни был, он может вести полноценную и насыщенную жизнь.
Следует рассказать родителям о новом ученике, об его особенностях. Главное, в этой ситуации - оптимизм педагога, уверенность в том, что подобный опыт будет полезен для всего класса. Хорошо, если учитель скажет, что верит в доброту ребят, их готовность и способность сопереживать, помогать и поддерживать, поэтому все обязательно получится.
В классе не нужно излишне акцентировать внимание на ребенке с ОВЗ, чтобы он не чувствовал себя «белой вороной» и не стеснялся снисходительного отношения. Нужно относиться к нему так же, как и ко всем другим детям в классе, тогда он быстрее вольется в коллектив и будет чувствовать себя в нем комфортно.
Особое внимание мне хотелось бы уделить маме ребенка. Мамы детей с ОВЗ обладают повышенным уровнем тревожности, им часто трудно отпустить от себя ребенка даже на несколько часов, т. к. находясь не рядом, они теряют возможность оказать ребенку помощь, если потребуется. Поэтому мама переживает зачастую даже больше, чем сам ребенок. Чтобы новая ситуация была менее болезненной, маму тоже необходимо вовлекать в различную деятельность, включить ее, например, в родительский комитет, или сделать ответственной за какое-то мероприятие. Главное - сделать так, чтобы не отделять маму с «особым» ребенком от остального коллектива, чтобы она чувствовала вовлеченность в школьную жизнь, так же посещала вместе со всеми различные мероприятия, ходила на пикники и ездила в театры. Во время совместной деятельности, в неформальной обстановке, родители больше узнают о ней, о ребенке, а она - об одноклассниках сына или дочки.
Это, я уверена, снимет напряжение в коллективе и наладит обстановку.