Татьяна Янович
Ребенок-левша и его речевое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
Левша – это особенный ребенок, он эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Уже с самого раннего возраста такие дети проявляют интерес к творчеству.
Леворукость – это не патология и не отклонение от нормы. Это нормальное явление!
До пяти лет у детей еще недостаточно проявляются признаки леворукости. С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Но, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание малыша на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что ребенок, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Публикация «Ребенок-левша и его речевое развитие» размещена в разделах
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем.
Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников.
У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.
Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.
Как правило, речь у левшей недостаточно развита. Такие дети в большинстве случаев начинают говорить позже своих сверстников (3 года, но говорят сразу грамотными фразами и предложениями. Они копируют речь целиком, не анализируя ее смысл.
Все это объясняется несформированностью речевого звукоразличения. Поэтому начиная с дошкольного возраста ребенка необходимо целенаправленно обучать умению слушать, слышать, выделять звуки, определять их порядок и последовательность в слове.
Также у левшей есть проблема запоминания слов в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Это связано с тем, что у них недостаточно сформированы подкорково-корковые взаимодействия и отлажены механизмы парной работы полушарий мозга.
Переучивать леворукого ребенка – это значит серьезно менять его биологию, сложившийся стойкий стереотип деятельности. Перестройка такого рода окажет отрицательное влияние на психику ребенка, приведет к появлению разнообразных невротических расстройств – страхов, нарушений сна, заикания и так далее.
Для расширения речевых возможностей, у ребенка есть три источника :
1. Постоянное общение со взрослым.
2. Закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т. д.) и манипуляций с ним.
3. Бесконечное приобщение к литературе.
В восприятии и воспроизведении речи левое и правое полушарие учувствуют по-разному. Правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете. Левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.
Советы для родителей ребенка – левши :
1. Не ругайте ребенка за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием. У таких детей масса таланов, которые они обязательно проявят.
2. Развивайте координацию движений. Это могут быть зарядка, прогулки, различные спортивные секции.
3. Подготовьте рабочее место. Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме и ребенок не пачкал руки.
4. Не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей.
5. Леворукие дети лучше воспринимают информацию кинетически. Поэтому чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.