Полина Олехнович
Ребенок дома. Монтессорианские рекомендации для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Монтессори считала, что лучшей средой для развития ребёнка является родительский дом. К сожалению, часто оказывается, что эта среда обустроена так, как удобно взрослым, ребёнок вынужденно находится в зависимой позиции. Самостоятельно исследовать окружающий мир он не может, даже когда умеет уже ползать или ходить, так как многие интересующие его предметы стоят на высоких полках, в шкафах.
Публикация «Ребенок дома, Монтессорианские рекомендации для родителей,» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Дети большую часть информации получают тактильно, для них важно потрогать вещь, повертеть в руках, рассмотреть с разных сторон. Но зачастую удовлетворение потребностей и интересов ребенка зависят от воли взрослых.
Дети стремятся к самостоятельности, им хочется мыть посуду, пылесосить, чистить свою обувь, стирать, замешивать тесто. Однако детей ругают за разбитую посуду, пролитую воду, рассыпанные крупы и т. д. – но таким образом ребёнок получает личный опыт. Как научиться ловко и умело что-то делать, если родители не позволяют упражняться? Важно создать дома подходящие условия, условия, дающие ребенку чувствовать себя полноценной личностью. Например, хорошо, когда вешалки для одежды соответствуют росту ребенка, и он сам может повесить свою курточку на крючок или плечики, сложить шапку и варежки на доступную полку.
Хорошо бы, чтоб у ребенка был свой уголок, где можно уединиться, играть, отдыхать. Постарайтесь, чтобы ребенку было удобно убирать свои игрушки на место, чтобы все в его комнате, уголке, было доступно.
Дайте ребенку возможность помочь вам с домашними делами, и пусть от этой помощи окажется больше хлопот, но позже награда за ваше терпение вернется сторицей. Если ребенок насорил - позвольте ему убрать за собой, ведь так он почувствует себя успешным, сильным, ответственным, а в противном случае все наоборот: ребенка будет мучить ощущение собственной неуклюжести, бессилия.
Попытайтесь создать максимально удобную среду для своего ребёнка, помните, что в этом возрасте ему надо много двигаться, изучать окружающие вещи, собирать и разбирать простые конструкции.
Вы всегда можете показать ребёнку какое-то действие, а потом дать ему возможность поупражняться самому. Покажите, как можно аккуратно наливать воду в разные ёмкости, перебирать крупы, чистить варёные овощи, гладить тёплым утюгом… Давайте пробовать на вкус и запах разные продукты и вещества: сырой картофель, лук, лимон, специи. Знакомьте на ощупь с разными материалами: древо, ткани, железо, лёд, наждачная бумага. Позволяйте исследовать ребёнку всё, что его интересует. Если вещь ценная, хрупкая или опасная, покажите несколько раз аккуратно, объясняя её свойства. Знакомьте с тяжёлым и лёгким, большим и маленьким, высоким и низким, толстым и тонким, со всем. Не бойтесь, что ребёнок маленький и не всё доступно для его понимания. Со временем вы увидите, что он очень хорошо всё усвоил.
Дайте возможность любимому чаду экспериментировать и творить, и если он что-то делает не так, как это должно быть в вашем представлении, с чего вы взяли, что ваше представление единственно правильное?
Постарайтесь не вешать на ребенка ярлыки : «неумеха», «копуша», «растяпа». Мария Монтессори считала, что не должно быть привычных оценок взрослого: «правильно», «неправильно», «хорошо», «плохо» и т. п. Взрослые должны поддерживать ребёнка и отмечать, что сейчас у него получилось лучше, чем раньше. Также детей не стоит сравнивать друг с другом: Петя сделал лучше, чем Вася. Это позволяет детям заниматься тем, чем им нравиться, а значит, важно для их развития, а не включаться в соревнование и стараться заработать хорошую оценку. Таким образом, формируется уверенность в себе, позитивная самооценка, способность самостоятельно оценить результат своей работы.