татьяна чернышева
Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация в ДОО проекта «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей».
Современные дети живут в эпоху возрастающей и неизбежной технологизации общества, вследствие чего происходит изменение социального заказа общества на образование, в том числе дошкольного.
В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
Темочки:
Сегодня важно воспитать ребенка творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы, одним словом, важно сформировать у дошкольника основы инженерного мышления.
Многие дошкольные организации на сегодняшний день внедряют в свою работу программы по конструированию и робототехнике. И наш детский сад тому не исключение.
Данное направление образовательной деятельности в нашей дошкольной организации реализуется в рамках педагогического проекта «Будущее здесь и сейчас», целью которого стало развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей.
Практическая деятельность проекта реализуется по четырем взаимосвязанным образовательным направлениям - модулям:
1. конструкторский;
2. логических блоков Дьенеша;
3. плоскостного и модульного оригами;
4. робототехники.
Основу каждого модуля составляют проекты, реализуемые педагогами нашего ОУ в рамках инновационной деятельности.
Все направления – модули могут осуществляться отдельно друг от друга, самостоятельно, решая задачи познавательного развития дошкольников по своему направлению в соответствии с возрастом воспитанников.
Но только в системе эти модули способствуют формированию предынженерного типа мышления, так как целеполагание каждого проекта отражает в себе составляющую инженерного мышления (развитие конструктивных, логических, технических способностей дошкольника, что в свою очередь и стало основной идеей проекта.
На каждом возрастном этапе становления личности ребенка решается приоритетная задача одного из направлений - модулей. Практическая же деятельность по остальным направлениям - модулям данного проекта «Будущее здесь и сейчас» не исключается, а становится дополнением к основной. Все направления - модули взаимосвязаны друг с другом, взаимодополняемы и ступенчато усложнены с учетом возрастных особенностей детей. В каждом возрастном периоде становления личности ребенка решается приоритетная задача одного из направлений - модулей. Каждое направление – модуль имеет своё целеполагание, что в целом решает цель и задачи данного проекта. Практическая деятельность по остальным направлениям - модулям данного проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» не исключается, а становится дополнением к основной.
1. Направление – модуль «модельно-конструкторский» реализуется в ДОУ на протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, в процессе НООД, совместной и самостоятельной деятельности детей и планируется индивидуально в каждой возрастной группе.
Данный модуль является начальным этапом формирования предпосылок инженерного мышления. На каждом возрастном этапе детства содержание модуля усложняется и дополняется другими модулями. В возрастной группе от 2 до 3 лет модуль является основным, далее становится вспомогательным.
2. Направление - модуль «логические блоки Дьенеша» является приоритетным направлением в младшей и средней возрастной группе. Основным инструментарием реализации данного направления является дидактический материал – логические блоки Дьенеша, представляющий собой набор из 48 элементов, различающихся 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. Игровые упражнения идут с постепенным усложнением заданий.
Цель направления – модуля: формирование у дошкольников логического мышления, навыков алгоритмической культуры.
3. Направление - модуль «модульное оригами».
Модульное оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги, которые выглядят как бумажный конструктор. Складываются они из одинаковых деталей (модулей). По своей структуре модульное оригами напоминает нам инженерную конструкцию. Поэтому с точностью можно сказать о том, что модульное оригами является одним из доступных средств развития предпосылок инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Данное направление – модуль реализуется в ДОУ в средней и старшей возрастной группе как главное направление деятельности. Практическая деятельность первого года направления - модуля строится на более доступной для детей технике – «плоскостное оригами». Второй год деятельности направления - модуля для детей строится на более сложной - «модульное оригами». В возрастной группе от 4 до 6 лет модуль является основным, далее становится вспомогательным.
Цель направления – модуля - формирование конструктивного стиля мышления, способствующего развитию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Направление - модуль «робототехнический».
Направление-модуль включается в общую систему образовательного процесса в старшей и подготовительной группе. Имеющиеся у детей старшего дошкольного возраста умения, эмпирический опыт позволяют организовывать с детьми практическую деятельность по роботоконструированию.
Конструирование роботов с детьми – это первая ступенька для усвоения элементарных логических действий.
Целью направления-модуля «робототехника» стало развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника посредством основ технического конструирования и робототехники.
В силу возрастных особенностей детей в направлении применяется концентрический способ распределения содержания который предполагает возвращение к изучению какого-либо знания (например, знакомство с видами деталей, игры с деталями, характер постройки, составление симметричных узоров, но на более высоком уровне в последующий период обучения.
Практическая деятельность реализуется по трем направлениям:
кодирование и декодирование информации;
конструирование;
роботоконструирование.
Продолжительность организованной совместной деятельности по всем направлениям - модулям проекта зависит от возраста детей, соблюдения режима двигательной активности и заинтересованности детей.
Для поддержания высокого уровня мотивации воспитанников используются разнообразные формы организованной совместной деятельности: квесты, экскурсии, выставки, путешествия и т. д.
В ДОО оборудовано детское конструкторское бюро «Юные инженеры». Развивающая предметно-пространственная среда, пополнена различными видами конструкторов, в том числе образовательным модулем «Техник» и робототехническим модулем ТЕХНОЛАБ.
Реализация проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» завершается в мае 2020 года. Но уже сейчас можно утверждать, что задачи, поставленные в этом проекте, успешно реализовываются и находят свое отражение в тех изменениях и нововведениях, которые происходят, а именно:
в ДОУ организована и внедряется система образовательных модулей, способствующая развитию предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста, что говорит о достижении нового качества - деятельностного типа образования;
создан и апробируется комплекс учебно-методических и дидактических материалов, обеспечивающих реализацию проекта "Будущее начинается здесь и сейчас»;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса постоянно совершенствуется. В двух корпусах ДОУ организованы и функционируют центры «Конструкторское бюро», оснащенные, за время реализации проекта, робототехническими образовательными конструкторскими модулями. Данный факт позволяет сделать вывод об организации образовательного процесса, насыщенного «умной образовательной средой», в соответствии запроса общества и государства;
происходит постоянное совершенствование профессионального уровня педагогов, развитие их индивидуально-творческой деятельности. На сегодняшний день всеми педагогами ДОУ прослушаны программы курсов повышения квалификации;
положительная динамика прослеживается по всем параметрам педагогического мониторинга проведённого (май – июнь 2018 года). Результаты проведенного опроса и анкетирования родителей воспитанников по формированию у детей интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью, техническим творчеством в стенах детского учреждения говорит о 100% заинтересованности к данной теме, как детей, так и родителей;
первые результаты опыта по развитию технического творчества и формированию инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста в процессе реализации проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» уже получили общественное признание педагогическими сообществами на уровне района, города и региона
Проект «Умные фигуры – блоки Дьенеша», являющийся составляющей частью проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» стал лауреатом районного этапа городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании». Проект развития научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника посредством основ технического конструирования и робототехники «Инженеры растут из Самоделкиных», тоже являющийся составляющей частью проекта «Будущее начинается здесь и сейчас» стал победитель районного этапа городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании»
- опыт работы по данному проекту был представлен мастер – классами в рамках образовательной выставки «Учебная Сибирь – 2019»
- по итогам конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь – 2019» в номинации «Современная модель образовательного процесса в ДОО» проект «Развитие предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей» удостоен Серебрянной медали!
Цель данного проекта, заключавшаяся в развитии предпосылок инженерного типа мышления у детей дошкольного возраста средствами организации и внедрения системы образовательных модулей, будет достигнута к маю 2019 года.
Впереди у нас еще много интересных открытий, задач, которые нам предстоит решить. Ведь как сказано в названия проекта : будущее начинается здесь и сейчас.