Оксана Шелкопляс
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике»
▼ Скачать
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.
Публикация «Реализация в детском саду проекта „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
По мнению многих современных педагогов (Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, Н. Е. Вераксы и др.) при изучении объектов природы у детей проявляется интерес к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.
Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании инновационных методов и технологий, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей, отвечающим инновационным подходам к организации экологического образования дошкольников, что соответствует ФГОС ДО.
Одним из инновационных подходов организации социально- экологического образования в детском саду является разработка и реализация проекта «Огород на подоконнике». Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. При реализации данного проекта решаются задачи по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей через опытно-экспериментальную деятельность, наблюдения за ростом растений и беседы с детьми о значении растений в жизни человека.
Вы спросите, а зачем нужен «огород на подоконнике» в детском саду? Но, ведь экологическое образование осуществлять без общения детей с природой невозможно, а городские дети этого зачастую лишены. Сегодня для детей в эпоху «цифрового детства» роль общения с природой возрастает. У многих детей общение с природой происходит через смартфоны или планшеты, а где ребёнок может потрогать или понюхать цветок, попробовать ягоду на вкус? Многие дети даже не знают, откуда берутся продукты, что овощи и фрукты, перед тем как поступают на прилавки магазинов, где-то растут, и кто-то их выращивает. Вот поэтому огород на подоконнике в детском саду обязательно нужен, он является элементом развивающей среды, условием, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Оптимальными возрастными группами для реализации проекта «Огород на подоконнике» считаются группы детей с 4 лет и старше, но можно начинать работу и раньше, что и практикуется в нашем детском саду.
На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе, которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе. Учитывая возрастные особенности проект «Огород на подоконнике» разрабатывается и реализуется по принципу «от простого к сложному» :
• в младшей группе для посадки выбираются семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают луковицы крупного размера. А мелкие семена для малышей могут посеять старшие дети или взрослые (воспитатель или родители);
• в средней группе выращиваются уже известные огородные культуры, но сеются семена разных сортов, чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия;
• в старшей и подготовительной группах берутся для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые, луковые, капустные, плодовые, корнеплоды и клубнеплоды, бобовые, хлебные злаки, семена деревьев и цветов. Перед посевом семена обязательно проверяются на всхожесть.
Одним из основных требований для создания проекта является безопасность детей, необходимо помнить следующее: размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника; огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне; использование удобрений в детском саду запрещено.
Рекомендации по созданию огорода : достаточное освещение (на окне с солнечной стороны); температурный режим (не ниже +17 градусов); почва (удобрениями пользоваться нельзя, готовый грунт приобретается в специализированном магазине по садоводству). Соблюдение всех этих требований помогло в создании безопасного и урожайного огорода на подоконнике.
Как оформить огород для детей 4-5 лет? Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь основная деятельность лежит на воспитателе. Оформление огорода на окне в детском саду является процессом творческим, но предусматривает обязательное привлечение детей к данной работе. Мы вместе с детьми оформили деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, нарисовали солнышко, которое будет согревать наши грядки, вырезали фигурки овощей, которые должны у нас прорасти из семян, поставили таблички.
В 5- 6 лет у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы навыков по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомого полива нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну. Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей (например, следить за температурным режимом и освещением). Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и открытий.
Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Воспитателю нужно разделить коллектив на подгруппы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Оформление тоже возлагается на детей. С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов. В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть наши воспитанники.
Содержание труда на «огороде» тоже будет зависеть от возраста детей. Труд детей организуется в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, а коллективный труд и дежурства вводим в старших и подготовительных группах. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде : полив, рыхление. Свежую зелень, выращенную на нашем огороде, мы употребляем в пищу.
Создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. При правильном использовании проекта «Огород на подоконнике» дети не просто учатся ухаживать за огородом, но и расширяют словарный запас при помощи знакомства с новыми словами, использования стихотворений, поговорок, загадок про выращиваемые культуры. Мы с детьми придумывали экологические сказки про наши растения, делали зарисовки в книжки – малышки. Использовать огород можно и в математическом развитии воспитанников. Ребенок, который не может сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет. В гости может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему.
Помощником для нашего огорода является дневник наблюдений. Оформление дневника воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач, расширяет их кругозор, знакомит с новыми понятиями. Огород на подоконнике является основой исследовательской деятельности ребенка, каждый ребенок становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Потом появляются вопросы «Почемучки». Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. Наблюдения нужно где-то записывать. И здесь помощником нам будет дневник наблюдений, оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники. Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно–следственных связей.
Роль родителей в проекте «Огород на подоконнике» безусловно велика, все дети дошкольного возраста делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта. Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.
Вывод: В процессе участия в социально – экологическом проекте «Огород на подоконнике» дети приобретут профессиональные навыки возделывания почвы, выращивания овощных культур, могут самостоятельно вырастить саженцы деревьев, украсить клумбу рассадой выращенных цветов. И, конечно же, будут достойной сменой и незаменимыми помощниками старшему поколению огородников – нашим бабушкам и дедушкам. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами!
Используемая литература:
1. Рыжова Н А. «Я и природа» : Учеб. -метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, илл. (Сер. «Наш дом - природа»)
2. Вебинар «Огород как элемент развивающей предметно-пространственной среды для устойчивого развития» Автор: Рыжова Н. А., д. пед. н., профессор МГПУ, автор программы «Наш дом – природа», зам. главного редактора журнала «Обруч».
3. Вебинар «Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО» Автор: Рыжова Н. А., д. пед. н., профессор МГПУ, автор программы «Наш дом – природа», зам. главного редактора журнала «Обруч».
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. :
Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
5. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011