Софья Торгашова
Реализация условий взаимодействия семьи и ДОУ по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.
Публикация «Реализация условий взаимодействия семьи и ДОУ по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагогов ДОУ, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ служат:
• повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
• повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, эколог, валеолог, психолог, а также библиотекари, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Примерная тематика клубов:
«Расти здоровым, малыш!»
«Развитие художественно-творческих способностей»
«Приобщение детей к природе»
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Речевое развитие дошкольников» и др.
Творческое название проекта: «Семейный клуб»
Перед разработкой проекта были выявлены противоречия, которые обусловили выбор темы проекта :
• между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
• между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Аннотация проекта
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Интеграция ребенка в группе сверстников (социум) происходит путем распределения и соблюдения, определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, а значит, полноценной личностью.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клуба
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.
В соответствии с педагогическими принципами (целенаправленность, вариативность форм и методов, сотрудничество, комплексность) представилось возможным выдвижение гипотезы проекта:
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами
Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей.
Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Обобщать опыт семейного воспитания.
Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.
Проект реализуется в три этапа. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
разработка положения о клубе;
мини-педсовет «Детский сад и семья»;
мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;
опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.
Приведем пример плана организации мероприятий:
виды деятельности сроки содержание участники
1. Заседание клуба
«Мастерская волшебников»
(на базе старших групп) октябрь Практикум по изготовлению поделок из бумаги, ниток и природного материала. Оформление выставки. Воспитатели, дети, родители
2. Заседание клуба
«Занимательные звуки» (логопедическая группа) ноябрь Логопедический досуг Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети
3. Заседание клуба творчества «Добавь осени красок» (на базе старшей группы) ноябрь Совместная творческая работа детей, родителей и педагога по изо. Педагог по изодеятельности дети, родители
4. Заседание клуба «Мы – экологи» (средняя группа) декабрь Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей.
Наблюдение за домашними питомцами. Конкурс-фотовыставка «Домашние любимцы» Воспитатели, дети, родители
5. Заседание клуба «Здоровый дошкольник» (подготовительная к школе группа)
Тематический вечер «Расти здоровым, малыш!» февраль Дискуссия. Открытое занятие в бассейне Воспитатели, дети, родители, медперсонал, инструктор по физвоспитанию
6. Заседание клуба
Семейный досуг «Мамы разные март Конкурс «Рисуем с папой мамин портрет»,
Конкурс чтецов «Стихи о маме» Воспитатели, дети, родители
7. Неделя семьи.
Проектно-исследовательская деятельность «Мое генеалогическое древо» (подготовительные к школе группы) апрель Родительские собрания в группах
Оформление фотоальбома «Семейные традиции». Выставка семейных рисунков «Мое генеалогическое древо». Воспитатели, дети, родители
В мае подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. Это заключительный этап реализации проекта.
Результаты работы над проектом можно представить следующим образом.
Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
Обобщению опыта семейного воспитания
Установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями