Елизавета Алексеевна Солженикина
Проектная деятельность как форма работы взаимодействия с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи терпят серьезную трансформацию. Многие специалисты, связанные с воспитанием детей, отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе первичной социализации ребенка. В то же время, современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность в обществе и экономике, социальная напряженность передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, в ДОУ же воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно несколько изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, таким образом, создавая модель «педагог-родитель-ребёнок». Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации : в энциклопедиях, книгах, Интернете, сводят в музей, сфотографируют, найдут необходимые материалы из семейного альбома, поучаствуют в создании творческой работы. Более активных родителей можно попросить поучаствовать в организации, например, целевой прогулки, театрализованном представлении, спортивном празднике, рассказе о своей профессии, любом другом творческом умении. Для того, чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо родительского собрания, можно использовать такие формы работы как - «педагогическая гостиная»; дни открытых дверей; папки-передвижки, «педагогическая библиотека», распечатанные краткие методички. Переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ помогут примерные проекты, например «Семейный клуб» (в течение всего учебного года, «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Семейные традиции», «Новый год в нашей семье» и т. п. Можно предположить, что метод проектов способен помочь через согласование позиций семьи и ДОУ создать оптимально комфортную среду развития для ребёнка.