Каролина Самсонова
Реализация технологии проблемного обучения в ДОУ на примере проектной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство обучения есть
искусство будить в юных
душах любознательность…
Франс Анатоль
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогическая технология» рассматривается как система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.
Публикация «Реализация технологии проблемного обучения в ДОУ на примере проектной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Одной из педагогических технологий, которая широко применяется педагогами образовательной организации в работе со старшими дошкольниками, является технология проблемного обучения.
Интересно отметить, что часто, используя какие-либо эффективные приемы и методы, педагог не знает, что в совокупности это конкретная технология. На интуитивном уровне, опытным путем, путем теоретических изысканий или же просто используя опыт поколений, мы действуем и получаем хорошие результаты, понимаем, что система работает и закрепляем ее в своей работе. Создаем именно ту среду и те условия для деятельности, которые решают конкретные педагогические задачи. Происходит так в силу того, что мы стремимся дать ребенку максимальные возможности для их всестороннего развития, ведь главной целью деятельности педагогов ДОУ является именно это.
Появление такого инновационного веяния в дошкольной педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. Автор разработал целую систему образования, которую позже назвали «обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, они утверждают, что суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания.
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Воспитатель не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития».
Технология проблемного обучения, предполагая сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Для того чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения, и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)
Особенности проблемного обучения :
- знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде;
- правила или инструкции не предлагаются;
- поисковая деятельность детей стимулируется вопросами педагога;
- проблемная ситуация должна находиться в «зоне ближайшего развития», т. е. с проблемной ситуацией ребёнок может справиться благодаря незначительной помощи взрослого.
Существуют следующие формы организации проблемного обучения :
•Проблемный вопрос
•Проблемная задача
•Проблемная ситуация
Основные этапы технологии проблемного обучения :
1. Создание (возникновение) проблемной ситуации,
2. Постановка проблемы
3. Поиск способов решения
Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками :
•Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом.
•Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов.
•Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых.
•Создание противоречия, проблемной ситуации.
•Организация противоречия в практической деятельности детей
Исследовательская деятельность как вариант проблемного обучения
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.
Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования.
Алгоритм осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков) :
• Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.).
• Шаг 2. Выбор темы исследования.
• Шаг 3. Определение цели исследования.
• Шаг 4. Определение задач исследования.
• Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
• Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому, прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
• Шаг 7. Проведение эксперимента (опыта, наблюдения, проверка гипотезы, выводы.
Итак, детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта ребенка. Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей и пр.
Дошкольники – прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.
М. Монтессори отмечала: «С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребёнка.
Сегодня я хочу поделиться своим опытом организации поисково-исследовательской деятельности в рамках проблемного обучения в старшей группе на примере реализации краткосрочного проекта.
Предпосылкой к реализации данного проекта было занятие по ФЦКМ "Откуда мы берем хлеб", в ходе НОД были продемонстрированы зерна пшеницы и многие дети начали предлагать их посадить в свободный горшок как мы делали с косточками фруктов, которые остаются после второго завтрака. Но, учитывая любовь детей нашей группы к опытам и экспериментам, свободные горшки были заняты и был готов альтернативный вариант - вырастить микрозелень, которую можно будет не просто наблюдать и выращивать, но и съесть. Так как на вопросы детей мы стараемся давать ответы опытным путем, ну или хотя бы наглядным настолько, насколько это возможно, то запасы семян были, и оставалось только выбрать подходящий момент.
Как у настоящих исследователей, все необходимое было под рукой и наш проект начался в день запроса.
Проект "Выращивание микрозелени"
Срок реализации : 16.05. 2022 – 23.05.2022
Методы проекта : наглядные, практические, исследовательские.
Цель проекта :
1. Вырастить микрозелень, используя такой способ выращивания, чтобы этапы развития растения были видны невооруженным глазом, выявить есть ли семена, которые не проросли, подумать, почему получили такой результат
Задачи для группы поставили следующие:
1. Подготовить контейнер с материалом для проращивания, который будет соответствовать цели, продумать систему для сохранения микроклимата мини-грядки;
2. Заложить семена и установить контейнер в наиболее подходящим место;
3. Вести фотодневник изменений семян;
4. Выяснить чем полезна микрозелень и почему для её выращивания необходимы специальные семена;
5. Зарисовать отмеченные изменения семян;
6. Придумать как можно изобразить развитие ростка из семени с помощью своего тела;
7. Продолжать прививать любовь к труду и уходу за растениями;
8. Рассмотреть появившиеся ростки и выявить не проросшие семена, высказать предположения о причинах такого результата, сделать выводы (Всегда ли семена дают ростки и почему)
9. Продегустировать готовые ростки, т. к. никто из группы не имеет к этому противопоказаний.
Ожидаемые результаты:
1. Дети понимают, что не всегда идеальные условия и большой труд приносят ожидаемые результаты, существуют сторонние факторы, влияющие на течение событий, одних знаний и умений мало. Многое дается человеку не легко;
2. Реализация технологии проблемного обучения, поддержание поисково - исследовательской инициативы, путем реализации краткосрочного проекта;
3. Дети проявляют инициативу к исследованию, стараются получить максимум знаний из предложенного материала;
4. Дети продолжают учиться ухаживать за растениями и знакомятся с различными условиями их содержания, получают продукт своей деятельности и делают выводы в случае удачи и неудачи в ходе работы над проектом;
5. Подмечают красоту растительного мира, у детей формируется бережное и ответственное отношение к растительному миру;
6. У детей формируются и закрепляются знания об этапах роста растений;
7. С помощью исследовательской работы дети самостоятельно смогут вырастить растения, опытным путем узнают наиболее оптимальные условия для роста и развития растений;
8. Формирование у детей уважительного отношения к труду;
9. Дети знакомятся с новым понятием «микрозелень», узнают пользу от её употребления в пищу;
10. Дети узнают, чем отличаются по вкусу ростки от взрослого растения.
Т. о., в ходе данной работы активно использовались стимулирующие методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, например, для организации проекта была использована провокация с акцентом на противоречие (хлеб получить очень трудно, его нужно вырастить, обработать, испечь, но сходить за хлебом – самое простое, если посадить зерно в землю и поливать, то оно прорастёт и даст плоды)
Анализируя проведенную работу можно сказать, что цель и задачи достигнуты полностью, дети с трепетом высаживали семена и осуществляли уход за ними, активно помогали готовить фотоматериалы, наблюдали и зарисовывали этапы развития ростка, в качестве физического изображения процесса выбрали кинезиологическое упражнение "Семечко". На занятии «Растения: развитие и части растений», которое стало итоговым для проекта мероприятием, дошкольники также проявляли активность в подведении итогов и в выполнении предложенных заданий, сделали множество выводов, тематика которых выходила за границы предложенного исследования, но в то же время умозаключения значительно расширили кругозор и углубили знания об окружающем мире. Саму микрозелень пробовали с интересом, но т. к. она горькая, то не все доели свою порцию.
Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников :
• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.
• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда-что- то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).
• Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже нуля градусов. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза).
• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).
• Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче) художник, медик, эколог).
• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи.», «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в.» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).
• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса, карандаша.»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
• Выслушивайте каждого желающего.
• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
• В развитии творческих способностей детей можно использовать следующие формы обучения -групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, проекты.