Ольга Томилова
Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
«Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в то же время усердно не учатся сами»
Али Апшерони
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, впервые разработанный в истории дошкольного образования России, является поистине революционным, потому что коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.
Публикация «Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС » размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Помимо требований к образовательным программам дошкольного образования, стандарт определяет требования к условиям реализации образовательной программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым). Соответственно необходима работа не только по изучению вопроса как реализовать ФГОС ДО, но и работа с теми, кто будет его реализовывать.
Приказом Управления образования АМС г. Владикавказа от 22.05.2014 г. № 104 «О мероприятиях по обеспечению поэтапного введения федеральных образовательных стандартов дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях г. Владикавказа» нашему детскому саду был присвоен статус пилотной площадки по введению ФГОС ДО.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики, поскольку переход на ФГОС ДО требует от руководителей и педагогов специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.
Поэтому темой деятельности пилотной площадки было определено методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ДО.
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении возникла потребность в выстраивании системы непрерывного образования. Важная роль в этом направлении отводилась нами, конечно же, курсам повышения квалификации для педагогических кадров с целью обновления содержания подготовки воспитателей и специалистов, которым предстоит работать по новым стандартам. Однако было бы опрометчиво недооценивать возможности образовательного учреждения, исключить из структуры непрерывного образования методическую работу с педагогами в самом ДОУ.
Неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки специального плана-программы – системы последовательных мер по их подготовке (Приложение 1). План-программа разрабатывалась исходя из реального уровня готовности педагогов к введению ФГОС ДО на основе их самооценки, запросов, и потребностей, и направлена была на информационную поддержку педагогов, формирование и развитие кадрового потенциала и на нормативное обеспечение внедрения ФГОС ДО.
Целью нашей деятельности в рамках пилотной площадки являлась разработка и апробация методического сопровождения педагогов в условиях перехода ДОУ к ФГОС дошкольного образования.
Задачи, которые стояли перед нами:
1. Определить степень готовности педагогов, ДОУ к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.
2. Разработать систему педагогических мероприятий (план-программу) методического сопровождения педагогов, реализующих ФГОС ДО.
3. Организовать методическое сопровождение педагогов, реализующих ФГОС ДО.
4. Оценить результативность и определить перспективы дальнейшей деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО в ДОУ.
Основные принципы, которые учитывались при работе :
1. Управленческие:
- начиная новое дело, заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент;
- прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.
2. Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой) :
- обучение тому, что необходимо в практике;
- обучать через деятельность;
- для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
3. Принцип сетевого взаимодействия педагогов.
Вся организационно-методическая работа в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО была направлена на:
• создание локальной организационно-методической базы деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО,
• повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника;
• на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В первую очередь потребовались изменения в нормативной базе ДОУ, корректировка ОП ДО, выстраивание в ДОУ системы непрерывного образования, включающей в себя формальное, неформальное, информальное образование (Приложение 5). Сочетание этих форм образования, организуемого силами образовательного учреждения, с планомерным образованием через институты повышения квалификации позволило повысить уровень готовности педагогов к введению ФГОС ДО.
Педагогический коллектив МБДОУ Д/с № 84 состоит из 29 педагогов :
старший воспитатель, музыкальный руководитель (2 чел., педагог-психолог,
учитель-логопед, руководитель физического воспитания, воспитатель по осетинскому языку, воспитатели (22 чел.).
Из них:
высшее образование имеют 18 чел. (62%,
Среднее специальное – 11 чел. (38%)
Высшую квалификационную категорию имеют 2 чел. (7%,
первую квалификационную категорию – 16 чел. (55%,
соответствуют занимаемой должности – 8 чел. (28%).
2. Этапы реализации плана-программы
1 этап. Организационно-подготовительный - «Подготовка к реализации»
Содержание этапа:
1.1. Подготовка нормативных документов, обеспечивающих деятельность по реализации плана-программы.
1.2. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ФГОС ДО :
- анкетирование «Представления педагогов о ФГОС ДО» (Приложение 2);
- заполнение диагностической карты - анкеты «Образовательные потребности и профессиональные затруднения педагогов в условиях подготовки к введению ФГОС ДО» (Приложение 3);
- создание информационного банка данных о готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ДО (карта самообследования)
- анкетирование родителей по выявлению их знаний о введении новых образовательных стандартов (Приложение 4);
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.3. Разработка плана методического сопровождения педагогов по введению ФГОС дошкольного образования в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий - «Реализация»
Содержание этапа:
2.1. Реализация плана-программы:
- повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку, на обучающих и постоянно действующих семинарах внутри ДОУ;
- ознакомление с новинками педагогической, методической, научно-популярной литературы;
- практико-ориентированная деятельность проблемных групп;
- проведение консультаций для педагогов (индивидуальные консультации);
- профессиональные смотры педагогического мастерства (мастер- классы, деловые, ролевые и ситуативные педагогические игры, открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности);
- обновление страниц «Методическая копилка», «ФГОС ДО» на сайте ДОУ;
- создание модели методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий плана-программы.
3 этап. Обобщающий - «Выявление эффекта»
Содержание этапа:
3.1. Мониторинг эффективности реализации плана-программы по всем направлениям.
3.2. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС ДО в ДОУ.
3.3. Обобщение опыта методического сопровождения педагогов в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
Основные формы, используемые в ходе реализации плана-программы:
- участие в городских методических объединениях;
- мастер-классы;
- деловые игры;
- методические часы;
- консультации;
- обучающие семинары;
- семинары-практикумы и др.
Реализация плана-программы деятельности пилотной площадки, на наш взгляд, помогло педагогам :
- глубже переосмыслить сущность, цели и задачи современного дошкольного образования;
- овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
- проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;
- выбрать программы, учебно-методические пособия;
- расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
3. Содержание основного этапа реализации плана-программы
Содержание основного этапа реализации плана-программы деятельности пилотной площадки включало в себя:
1. Повышение профессиональной квалификации вне ДОУ
- участие в городских методических объединениях;
- заочное обучение (2 педагога (7%) обучаются в СОГПИ, 1педагог (3%) проходит там же годичные курсы переквалификации);
- курсы повышения квалификации в СОРИПКРО (17 человек, т. е. 59%).
2. Повышение профессиональной квалификации в ДОУ.
В соответствии с планом методического сопровождения педагогов в ДОУ проводился практико-ориентированный постоянно действующий семинар «Содержание и организация образовательной деятельности на основе ФГОС ДО», в ходе которого педагоги пополняли свой багаж знаний о совокупности требований, обеспечивающих реализацию образовательной программы, изложенных в ФГОС ДО.
А также был проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов, таких как: - обучающий семинар «Использование метода проектов в ДОУ», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» и др. (Приложение 6);
- семинар-практикум по построению эффективного общения с родителями «Общаться позитивно – что это значит?» «Проектная деятельность как метод взаимодействия с родителями» и др. (Приложение 7);
- групповое и индивидуальное консультирование по темам «Что такое ФГОС ДО?», «Основные положения ФГОС ДО», «Требования к условиям реализации ООП ДО», «Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды», «Взаимодействие ДОУ и семьи в свете ФГОС ДО», «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении», «Приемы активизации мышления дошкольников», «Развитие познавательных интересов детей», «Целевые ориентиры дошкольного образования» и пр. (Приложение 8);
- деловые игры «Знатоки ФГОС ДО», «Проектная деятельность в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», «Пути совершенствования взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС ДО» и т. д. (Приложение 9);
- открытые просмотры организованной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий, с вовлечением родителей в образовательный процесс ДОУ;
- отчеты педагогов по самообразованию в форме презентаций, мастер-классов и пр.
Были разработаны методические рекомендации, буклеты и памятки для педагогов и родителей (Приложение 10).
На базе нашего ДОУ был проведен городской семинар (методическое объединение воспитателей подготовительных групп) по теме «Планирование и организация воспитательно-образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО», на котором мы представляли свой опыт работы по взаимодействию с родителями.
Этот же опыт работы «Планирование работы с родителями в условиях перехода на ФГОС ДО» был представлен на городском методическом объединении старших воспитателей ДОУ
Также, на базе нашего детского сада был организован и проведен День открытых дверей для руководителей ДОУ Промышленного и Северо-Западного МО города по теме «Роль руководителя в создании условий для реализации ФГОС ДО», на котором мы поделились своим опытом создания этих условий и предоставили возможность руководителям познакомиться с развивающей предметно-пространственной средой в разных возрастных группах.
Таким образом, мы считаем, что реализация плана-программы деятельности пилотной площадки и модели методического сопровождения введения ФГОС ДО в образовательном учреждении позволила повысить компетентность педагогических кадров ДОУ и создать другие условия для введения ФГОС ДО, что в свою очередь позволит достичь новых образовательных результатов.
В заключение, хотелось бы привести высказывание Александра Асмолова – одного из главных разработчиков новых стандартов - о начавшихся реформах в образовании: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Так вот, чтобы стандарт не превратился в тормоз, мы стараемся, чтобы педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность, чтобы, повышая свой профессиональный уровень, помнили: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Самое важное – верить в свои силы, в силы и способности коллектива и все получится.