Елена Ефименко
Реализация программы «Наш дом — Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы «Наш дом – Южный Урал»
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Публикация «Реализация программы „Наш дом — Южный Урал“» размещена в разделах
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.
В Федеральных государственных требованиях отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса… должна отражать специфику национально-культурных… условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования в содержании общеобразовательной программы нашего детского сада входит региональный компонент.
• В своей работе мы используем региональную программу «Наш дом — Южный Урал» Её содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через:
- формирование любви к своему селу, краю, чувства гордости за него;
- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Уральского региона);
-формирование общих представлений о своеобразии природы Уральского региона
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Уральского регион
Содержание для включения в основную общеобразовательную программу ДОУ.
Природа Уральского региона, (географические, климатические особенности);
Животный мир Уральского региона (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения.
Растительный мир Уральского региона (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).
Культура и быт народов Уральского региона (быт, национальные праздники, игры);
Культура и быт народов Южного Урала (быт, национальные праздники, игры);
Произведения устного народного творчества коренных народов Уральского региона, проживающих на территории Южного Урала : сказки, малые
фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие).
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной
деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных
областей:
• «Познание»
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к родному городу (поселку).
2. Развивать способности чувствовать красоту природы своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
3. Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.
Методы:
- Рассказывание сюжетных историй о жизни города (поселка, об архитектурных сооружениях.
-Вовлечение в игры-путешествия по родному городу, проведение экскурсий.
- Дать знания детям о растительном и животном мире через непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность воспитателя с детьми.
- Создание мини-музеев, организация выставок изделий народных промыслов и ремесел родного края.
• «Чтение художественной литературы»
Задачи:
1. Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.
2. Формирование понимание основного содержания фольклорных произведений.
3. Формировать представления об отличительных особенностях (назначение, происхождение, форма) разных жанров фольклора.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
Методы.
- Знакомство с произведениями национальных (местных) писателей, поэтов, с образцами национального (местного) фольклора.
- Формирование у детей опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе (селе, о достопримечательностях родного города (села).
- Творческое придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины.
- Использование народных игр со словами, инсценировок, игр-драматизаций регионального характера.
-Беседы в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине.
• «Художественное творчество»
Задачи:
1. Развивать интерес детей к народной культуре.
2. содействовать расширению элементарных представлений дошкольников о произведениях уральского искусства.
3. создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников по мотивам уральского декоративно-прикладного искусства.
4. развивать эстетические чувства при оценке самостоятельной творческой деятельности.
Методы:
- Обследование игрушек и предметов народного быта.
- рассматривание альбомов, фотографий, картинок.
- Побуждение к творчеству на содержании освоенного краеведческого материала.
• «Физическая культура»
Задачи.
1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к играм Южного Урала.
2. Создавать условия для проявления детской игровой культуры.
3. Обогащать познавательно-речевую среду ребенка знанием правил народных игр.
4. Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Методы.
- Знакомство с играми Уральского региона.
- Использование считалок, скороговорок
- Проведение национальных праздников с играми и танцами.
Таким образом позитивный опыт работы показал педагогическую эффективность в сохранении и развитии у детей светлого и доброго взгляда на историю, культуру, труда людей южноуральского региона, в формировании умения жить дружно, принимать и уважать культуру народов Южного Урала