Инна Николаевна Чубак
Проект «Детский Агропарк — школа Копатыча»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: развитие системы преемственности и непрерывности экологического образования, через создание пространства практического изучения сельскохозяйственных, культурных, природных растений, для воспитания у дошкольников интереса к природе, формирование навыков заботливого отношения к земле и окружающей среде.
Труд как форма ознакомления дошкольников с природой в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные представления о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.
Агропарк зона, в детском саду нужна для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. На территории нашего детского сада создан мини – огород, цветник, фруктовый сад, которые используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитие ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, клумбах, дети перенимают опыт. А также, развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательность, активность. Совместный труд в Агропарке, даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива.
Путь реализации муниципального проекта «Детский Агропарк- школа Копатыча» в МБДОУ д/с № 19. Когда мы узнали, что принимаем участие в муниципальном проекте, то разделили нашу работу на несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап.
Разработали план деятельности по реализации проекта «Детский Агропарк». Что же входит в этот план.
1. Разработка нормативной документации, а именно приказ о создании Агропарка на территории ДОУ;
2. Приказ о создании рабочей группы по проекту.
3. Распределение функциональных зон, и закрепление их за группами.
4. Разработка схем посадок.
5. Предварительная работа с детьми (знакомство с профессиями сельского хозяйства, просмотр мультфильмов, видеороликов, выращивание рассады и т. д).
6. Практическая деятельность на участке Агропарка.
Для Агропарка мы выделили зоны на территории ДОУ, и разделили их на три вида:
- цветочные клумбы
- фруктовый сад
- огород
Для оформления Агропарка зоны огород, я разработала макет баннера, который был утверждён рабочей группой. Составили список инвентаря, который нужно обновить и приобрести: детские лейки, грабли, лопатки и т. д. Обозначили дорогу к Агропарку используя указатель - навигатор, макет которого разработали сами. Сделали полку для хранения рабочего инструмента, красочные таблички с названием культур для посадки.
Для того чтобы вызвать интерес детей к трудовой деятельности, на территории Агропарка, для практической деятельности ребят, был оформлен «Фермерский дворик бабы Марфы и деда Семёна», человеческие фигуры были выполнены в натуральную величину. «Фермерский дворик» был создан для того, чтобы расширить представления детей о разнообразии сельскохозяйственных профессиях, познакомить с профессией фермера, пчеловод (пасечник, садовод, животновод. Систематизировать представления детей о домашних животных. Эта оборудованная территория позволит вести воспитательно образовательную работу и познавательную деятельность с детьми во время прогулок. А так же, может стать зоной отдыха, после трудовой деятельности.
Основной этап.
Далее мы перешли к основному этапу. В ходе анализа территории для посадки растений, мы выявили, что земля просела. И было принято решение, завести новый чернозём. С этой просьбой мы обратились к родителям, которые с радостью нам оказали помощь. Итог - верхний слой почвы обновили на клумбах и огородном участке детского сада. Пока готовили почву с детьми проводилась предварительная работа в группах.
Прошли тематические беседы на тему: «Профессии в сельском хозяйстве»; «Техника и урожай». Дети посмотрели ряд видеороликов на тему: «Профессия агроном», «Кто такой Фермер?», «Садовод». Беседы о разнообразии растительного мира.
«Что такое огород и что на нём растёт?», «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты», «Что мы знаем о картофеле».
Чтение художественной литературы:
украинская сказка «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пых». Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки», Ю. Тувим «Овощи», А. Барто «Морковный сок», Н. Носов «Огородники» и т. д.
Так же предварительная работа проходит и в осенне – зимний период. Дети проращивают растения в группе. Наблюдают и ухаживают за ними. Ведут дневник наблюдений за ростом растений, а на прогулке в осенний период, собирают семена цветов, растущих на территории детского сада. В ходе сбора семян, у нас получилась «Кладовая Копатыча», где теперь хранятся семена цветов, для посадки весной.
Весной подготовили посадочный материал, который ребята принесли из дома. Был посажен картофель, лук, чеснок, болгарский перец, помидоры, огурцы, укроп, петрушка, редис.
Так как цветник является частью «Агропарка, поэтому на территории ДОУ каждая группа имеет свой участок, для выращивания цветов. Перед высадкой цветов, воспитатели знакомили детей со способом выращивания растений, уточнили знания о высадки растений. Привили детям желание ухаживать за растениями, делать красивой территорию детского сада.
На территории детского сада есть фруктовый сад, который стал тоже частью Агропарка. Здесь растут плодовые деревья: зимняя и дикая груша, черешня, абрикос, яблоня. В течении весеннего периода, дети наблюдают за цветением деревьев, а затем наблюдают за созреванием плодов. В процессе наблюдения дети закрепили знания о свойствах и особенностях фруктовых деревьев и ягодных кустарников. Но наибольшее удовольствие детям доставляет сбор урожая, например груш и черешни.
Заключительный этап.
Заключительный этап- сбор урожая! Урожай в этом году, был небольшой, но очень вкусный. Продукты своей трудовой деятельности, ребята смогли попробовать во время обеда. А зелень, которую вырастили, дошкольники отдали на пищеблок, чтобы повара добавили её в различные блюда.
В ходе проекта, прослеживалась положительная динамика, в трудовом воспитании детей, в домашних условиях. Так как приобретенные навыки в детском саду в рамках проекта «Детский Агропарк» дети несли в семьи. Такой вывод мы сделали, опираясь на отзывы родителей. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, не «ропщут» на трудности, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.