Папки-передвижки

Реализация плана преемственности между ДОУ и школой (из опыта работы)

Мария Сергеева
Реализация плана преемственности между ДОУ и школой (из опыта работы)
▼ Скачать +Заказ

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком ранее"

В. А. Сухомлинский

Согласно статье 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273–ФЗ (далее – Закон "Об образовании в РФ") образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования должны быть преемственными. Основанием для реализации принципа преемственности являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС). Стандарты дошкольного и начального общего образования в обязательном порядке определяют необходимость реализации преемственности на данных уровнях.

Публикация «Реализация плана преемственности между ДОУ и школой (из опыта работы)» размещена в разделах

Для реализации на практике положений Закона "Об образовании в РФ" и ФГОС возникает потребность анализа педагогических основ и организационных условий реализации принципа преемственности в современных условиях дошкольного и начального общего образования.

Цель:

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Есть необходимость на данном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрете выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними; начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

Успешное развитие личности ребенка во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовки детей к школьному обучению.

В понятие “готовность к школьному обучению” или “ школьная зрелость”, входят следующие параметры: развитие эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной сферы и речевое развитие ребенка. Нормально развивавшийся в дошкольном детстве ребенок приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер. В структуре готовности, педагоги детского сада выделили следующие наиболее значимые компоненты:

1. Личностная готовность

2. Интеллектуальная готовность.

3. Социально-психологическая готовность

Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Сегодня процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребенка.

Сотрудничество детского сада и школы, осуществляется по трем основным направлениям:

Организационно-методическое обеспечение (Работа с педагогами)

Работа с детьми дошкольной группы

Работа с родителями.

Каждый воспитатель дошкольного учреждения должен знать те требования, которые будут предъявляться к будущему первокласснику в школе. В то же время каждый учитель начальных классов обязан владеть содержанием программы воспитания дошкольного учреждения и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения требований, так и в сторону их увеличения. Преемственность требует плавной «стыковки» между дошкольным воспитанием и начальными классами. Необходимо ясное понимание того, что появляется нового на каждом этапе развития ребенка. Воспитатели детских садов должны четко предусматривать, что ожидает их сегодняшних воспитанников через год – два, учителя начальных классов – знать, какие важнейшие изменения происходили в жизни их учеников за прошедшие годы.

Понимая основные задачи своего звена, воспитатель не должен забегать вперед, стараясь дать детям больше учебного материала, больше знаний, умений, навыков, ссылаясь на то, что его воспитанникам интересно, и они легко усваивают новый материал.

Важно, чтобы дети в детском саду овладели основными понятиями, умениями и навыками. Важно, чтобы они были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшая подготовка к обучению в школе, наилучший вариант перспективности.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми : экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; участие в проектах ДОУ; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

2. Работа с педагогами : совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Работа с родителями : совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов.

На примере своего ДОУ хочу показать, как у нас составляется и реализуется план преемственности между ДОУ и школой.

Первым этапом реализации является подписание во второй половине июля или в первой половине августа договора о сотрудничестве между нашим ДОУ и школами, в которые потом будут поступать наши выпускники. В приложении к этому плану мы отражаем заранее согласованный план преемственности. Вторым этапом идет ознакомление педагогов ДОУ в конце с планом преемственности, который включён в план воспитательно-образовательной и административно-хозяйственной работы МБДОУ на учебный год. В ходе реализации данного плана мы можем привлекать учащихся и педагогов школы к мероприятиям, проходящим по плану ДОУ. Также мы проводим совместные педагогические советы, взаимопосещения НОД и уроков педагогами ДОУ и школы, что позволяет скорректировать совместную работу. Также большой результат приносит посещение учителями родительских собраний будущих выпускников ДОУ. По итогу всех мероприятий педагоги, посетившие мероприятие, получают благодарности за участие в жизни ДОУ, пишут отзывы на посещённые мероприятия. Также все выступления на педагогических советах, методических часах проводятся через приказы, копии которых выдаются участвовавшим педагогам. Все документы могут прилагаться в портфолио педагогов и использоваться при аттестации на соответствие занимаемой должности, первую или высшую категории.

Подводя итог доклада, я могу выделить следующее особенности реализации плана преемственности :

-совместная работа школы и детского сада способствует снятию стресса у будущих первоклассников;

-сокращается адаптационный период ребенка в школе;

- у воспитателей есть возможность следить за учебой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе;

- учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Таким образом, решение проблемы преемственности, мы видим лишь при условии тесного сотрудничества школы и детского сада. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

ПРИМЕР

Договор о сотрудничестве

между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением

«01» сентября 2022 г с. Раздолье

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа» Симферопольского района Республики Крым (далее – школа) в лице директора Васильченко Яны Дмитриевны и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Раздолье» Симферопольского района Республики Крым (далее – ДОУ) в лице заведующей Егоровой Яны Васильевны заключили настоящий договор.

1. Предмет договора

Осуществление взаимодействия учреждений образования: школы и ДОУ с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, или учебной деятельности.

2. Цель договора

Совместная разработка и реализация моделей взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность :

• в программах, передовых педагогических технологиях;

• формах и методах работы педагогов с детьми;

• осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.

3. Обязанности сторон

3.1. ДОУ обязуется:

3.1.1. Обеспечить психологическую готовность детей к школьному обучению.

3.1.2. Вести диагностическое наблюдение за уровнем психофизического развития детей. Результаты диагностических срезов отражать в рабочих дневниках, протоколах. Обобщать и представлять в виде итоговых таблиц на совместных со школой конференциях и педагогических советах.

3.1.3. Участвовать в совместных со школой теоретических и практических семинарах с целью повышения профессионального уровня педагогов и обеспечения таким образом оптимального уровня качества содержания образования.

3.1.4. Ознакомить воспитателей и специалистов выпускных групп с вариантами коррекции практических умений и навыков будущих первоклассников.

3.1.5. Оказывать родителям консультационно-диагностическую помощь в решении вопросов социальной адаптации детей к условиям школьной жизни.

3.1.6. Ознакомить родителей с программой подготовительной группы и первого класса школы, проводить открытые занятия и другие методические мероприятия.

3.1.7. Регулярно проводить открытые просмотры разных видов деятельности в выпускных группах для учителей начальных классов с последующим совместным анализом и обсуждением.

3.1.8. В соответствии с совместным планом работы и основным направлением деятельности образовательных учреждений проводить спортивные и театрализованные праздники.

3.2. Школа обязуется :

3.2.1. Изучить систему работы ДОУ, ознакомиться с индивидуальными картами развития выпускников.

3.2.2. Комплектовать первые классы на дифференцированной основе и обеспечить преемственность в работе на уровне начального звена школы.

3.2.3. Проводить в течение года (совместно со специалистами ДОУ и родителями выпускников) консультационно-методическую работу, направленную на обеспечение успешной адаптации детей к условиям школы, используя взаимопосещение, совместные семинары и т. д.

3.2.4. В процессе школьного обучения продолжать работу по обеспечению физического, психического и эмоционального благополучия детей, развитию их творческих способностей в разных видах деятельности.

3.2.5. Совместно обсуждать итоги успеваемости выпускников (по полугодиям, причины

неуспеваемости, проблемы дезадаптации.

3.2.6. Проводить открытые уроки учителей начальных классов для воспитателей, специалистов ДОУ с целью демонстрации лучших образцов педагогических технологий и обмена опытом.

3.2.7. Проводить ознакомительные встречи педагогов начальных классов с будущими первоклассниками и их родителями.

3.2.8. Участвовать в родительских собраниях, проводимых в ДОУ по вопросам подготовки детей к школе.

3.2.9. Оказывать ДОУ практическую помощь силами старшеклассников, проводить в каникулярное время совместные мероприятия с целью разновозрастного общения и личностного развития детей.

4. Срок действия договора

4.1. Срок действия договора истекает по окончании учебного года и должен быть перезаключен после корректировки годовых планов с согласия обеих сторон.

4.2. Срок действия договора:

начало: 1 сентября 2022 г. ;

окончание: 1 июня 2023 г.

5. Юридические адреса сторон

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Теремок» с. Раздолье» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа»

297549, Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, с. Раздолье, ул. Мира, д. 54-а. 297549, Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, с. Винницкое, ул. Терешковой, дом 8

Заведующий ___Я. В. Егорова Директор ___ Я. Д. Васильченко

Приложение № 1

ПЛАН

работы по преемственности

МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Раздолье»,

МБОУ «Винницкая школа»,

на 2022 – 2023 учебный год

Цель: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов детского сада и школы по подготовке детей к обучению в первом классе.

Задачи:

1. Создать условия для успешной адаптации первоклассников.

2. Организовать систему взаимодействия педагогов школы и воспитателя через совместное проведение методических мероприятий, работу с детьми и родителями.

Содержание работы Сроки Ответственные

Организационная работа

Утверждение совместного плана работы со школой. Август Администрация ДОУ и школы

Организация РППС и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ и школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов В течение учебного года Педагоги ДОУ и школы

Содержание совместной работы воспитателей ДОУ и учителей школы

• Взаимное посещение школы и детского сада

(НОД, уроков)

• Участие в совместных семинарах по преемственности ДОУ и школы

• Взаимное консультирование Март

В течение года Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов

Содержание работы по ознакомлению детей со школой

• Праздник в ДОУ «День знаний»

• Посещение торжественной линейки в школе.

• Экскурсия по зданию школы. Сентябрь Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

• Беседа о школе.

• Беседа о профессии учителя Октябрь

• Приглашение выпускников прошлых лет.

• Чтение и рассказывание стихов о школе.

• Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь. Ноябрь

• Выставка детских работ «Что я знаю о школе».

• Сюжетно-ролевая игра «Школа»

• Словесные и дидактические игры школьной тематики.

• Знакомство с пословицами и поговорками об учение.

• Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» В течение года

• Праздник в ДОУ «До свидания, детский сад». Май

Содержание работы по взаимодействию с родителями

Индивидуальные консультации родителей с педагогами ДОУ

В течение года Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп

Оформление папки для родителей

«Что должен уметь будущий первоклассник» Ноябрь Воспитатели подготовительных групп.

Родительское собрание с учителями

«Скоро в школу» Ноябрь Старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, учителя начальной школы.

Консультация «Трудности обучения в школе детей с нарушением речи» Март Старший воспитатель, педагог-психолог

Занятия с родителями В течение года Педагог-психолог

Праздник в ДОУ «До свидания, детский сад» Май Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Циклограмма плана работы с родителями 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) 1 Оформление родительских уголков 2 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм 3 Индивидуальные беседы 4 Консультация «Режим детского.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Реализация образовательного проекта «Белгород — город Воинской Славы» с помощью технологии «лэпбук» (из опыта работы) Специфика дошкольного возраста заключается в том, что достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

Реализация плана мероприятий к Дню Цветика-семицветика в старшей группеРеализация плана мероприятий к Дню Цветика-семицветика в старшей группе Знакомая всем сказка В. Катаева "Цветик-семицветик" очень нравится и нашим ребятам. Мы решили посвятить этому произведению всю первую.

Рекомендации «Составление годового плана работы ДОУ» Составление годового плана работы дошкольного образовательного учреждения - всегда ответственный и трудоемкий процесс, требующий вдумчивого.

Система работы воспитателя по составлению календарного плана Слайд 1 Уважаемые коллеги! Сегодня мы познакомим вас с тем, как воспитатели нашего детского сада «Улыбка» пишут календарный план: на примере.

Методические условия преемственности между начальной и средней школой Выступление на педагогическом совете «Методические условия преемственности между начальной и средней школой» Проблема преемственности начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация плана преемственности между ДОУ и школой (из опыта работы)
Опубликовано: 31 марта 2023 в 11:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация плана преемственности между ДОУ и школой (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Мария Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД