Елена Чупина
Реализация педагогических условий по формированию математических представлений у детей в процессе конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Формирующий эксперимент предполагал систематизировать работу по формированию математических представлений у детей в процессе конструирования. При проведении формирующего эксперимента решались следующие задачи:
- создать оптимальную предметно - развивающую среду;
- провести ряд методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов;
- составить систему игр;
Публикация «Реализация педагогических условий по формированию математических представлений у детей в процессе конструирования» размещена в разделах
- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы игр на формирование математических представлений.
Для решения поставленных задач мы провели:
- консультационно-просветительскую работу с родителями по созданию оптимальной развивающей среды как в группе, так и дома.
- семинары – практикумы, мастер-классы с педагогами по заявленной проблеме;
- составили систему игр, разделив их по принципу от простого к сложному. (Приложение 4)
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях в три этапа с экспериментальной группой.
Работа с родителями требовала большого терпения, так как не все родители понимали и принимали необходимость математического развития детей уже в этом возрасте. Нами был разработан перспективный план.
Таб. 11 Перспективный план мероприятий, проводимых с родителями по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений в процессе конструирования
Мероприятия Срок Цели Приемы и методы Ответственный
Анкетирование Сентябрь Получить объективную информацию о наиболее значимых для родителей образовательных областях Предварительная беседа. Консультирование по запросам. Информирование родителей о целях и задачах образовательной программы. Воспитатель
Конструирование из строительных материалов дома Сентябрь Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов) Семинар, практика Воспитатель
Родительское собрание «Конструкторы - это интересно» Октябрь Вовлечь родителей в совместную деятельность по освоению программных задач.
Побуждать родителей к созданию игр математического содержания. Ознакомление родителей с целями и задачами программы. Доведение до родителей результатов анкетирования и данных опросников.
Демонстрация разных видов конструкторов, игр с ними. Совместная игра с родителями. воспитатель
Досуг «Учимся играя» Ноябрь Стимулировать и активизировать вовлеченность родителей Предварительная работа : выбор дидактических игр, знакомство с игровыми правилами.
Сюрпризный момент. Воспитатель
Соревнование «Математическая играндия» Декабрь Формировать позитивную командную атмосферу.
Побуждать к сотрудничеству. Предварительная работа – формирование команд.
Консультации по запросам. Выбор ведущих по объяснению правил (дети).
Игры - пособия Воспитатель
Акция «Игрушкина больница» Январь Формировать заинтересованное отношение к играм математического содержания.
Побуждать развивать у детей трудовые навыки. Отбор частей конструктора и дидактических игр, нуждающихся в ремонте.
Беседа воспитателя о необходимости ремонта. Воспитатель
Фотовыставка «Вместе дружно город построим» Февраль Побуждать родителей к совместной игровой деятельности с детьми.
Обогащать эмоциональную сферу. Сбор фотографий из семейных архивов. Фотографирование.
Наблюдения за детьми.
Систематизация детских высказываний по теме.
Воспитатель
Играем с детьми в полезные игры Март Познакомить родителей с дидактическим игровым материалом ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА для использования его с целью закрепления математических представлений, развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Помогать родителям понять значимость развития элементарных математических представлений у детей, творческих и интеллектуальных способностей. Стимулировать желание родителей и детей искать дополнительную информацию по теме. Воспитатель
«Творческие уроки с родителями» Апрель «Привлечение родителей к организации игр детей дома с использованием развивающих игровых технологий» Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному развивающему материалу Воспитатель
Итоговое родительское собрание с чаепитием Май Обобщить опыт работы по совместному созданию развивающих игр.
Поощрить активных родителей. Конкурс математических занятий. Воспитатель
Родители вначале настороженно, а затем уже и с интересом принимали участие в мероприятиях, старались дома закреплять с детьми, полученные в ДОУ знания. Особенно активно использовали блочные конструкторы и палочки Киюзенера. В родительских уголках родителям была предложена различная консультационная информация по математическому развитию детей, а так же рекомендации по использования конструктивной деятельности дома. (Приложение5) Благодаря родителям, развивающая среда группы существенно обновилась и обогатилась.
Работу с педагогами мы строили исходя из потребностей самих педагогов.
Таб. 11 Перспективный план повышения профессиональной компетенции педагогов
№ Содержание работы Форма взаимодействия Ответственный Срок
1. Изучения уровня профессиональной компетенции педагогов анкетирование методист сентябрь
2. Этапы конструирования в процессе обучения детей математическому развитию Виды конструкторов семинар методист октябрь
4. Блоки Дьенеша как абстрактно-дидактическое средство формирования математических представлений детей Семинар - практикум методист ноябрь
5. Формирование математических представлений в процессе конструирования консультация методист декабрь
6. «Современные дидактические средства развития математических представлений дошкольников» Панорамный семинар методист январь
7. «Инновационные методы и приемы развития математических представлений дошкольников» Мастер - класс воспитатели февраль
8. «Дидактические возможности конструирования и моделирования в логико- математическом развитии детей» Семинар - практикум методист март
9. «Развивающая среда как средство развития математических представлений дошкольников» конкурс методист апрель
Конкурс авторских мультимедийных пособий педагогов с логико- математическим содержанием конкурс методист май
Различные формы организации работы с педагогами позволили максимально широко осветить проблему формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструирования. Открытые просмотры и мастер-классы помогли педагогам не только познакомиться с методикой конструирования в каждой возрастной группе, но и практически освоить все виды конструкторов.
Образовательная деятельность с детьми экспериментальной группы проходила в три этапа:
Рис. 8 Образовательная деятельность детей в конструировании.
Систематизация конструктивно-дидактического материала строилась, как говорилось выше, по принципу «от простого к сложному». Знакомство с различными видами конструкторов, их использование в самостоятельной деятельности также носило поэтапный характер. (Приложение 6)
Рис. 9 Знакомство с разными конструкторами.
Использование различных видов конструкторов позволило повысить интерес детей к занятиям конструированию, особенно в самостоятельной деятельности.
Таб. 12 Анализ развивающей предметно – пространственной среды группы.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы)
Содержательность Тематические наборы – конструкторы, болтовые наборы – конструкторы из различного материала, магнитные конструкторы, контурные конструкторы. Дидактические игры: палочки Кьезнера, блоки Дьенеша.
Полифункциональность Возможность использовать
детали конструктора в других видах деятельности детей.
Трансформируемость Легко переносятся в разные места группы.
Безопасность Материал изготовлен из качественной древесины, из пластмассы имеющей сертификат, и других материалов подтверждающих качество.
Эстетичность Все конструкторы и дидактические материалы яркие, красивые.
Использование детских работ в оформлении интерьера в группах.