Елена Ходжаева
Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода сегодня очевидна для всех сторонников гуманистической педагогики.
Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование форм, методов и приемов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через авторские технологии.
Публикация «Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе. Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Педагогическое сопровождение основывается на субъект – субъектных связях с ориентацией на личностные характеристики ребенка. Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Форма организации занятий – фронтальная, по подгруппам и индивидуальная.
Педагогу необходимо:
• учитывать возрастные особенности детей и естественную мотивацию к занятиям, которая обеспечивается за счет включения каждого ребенка в процессы самореализации;
• обеспечивать развитие речи и мышления;
• вызывать эмоциональную сопричастность к процессу и результату собственной умственной деятельности и деятельности других;
• создавать условия для перехода из зоны актуального развития, опираясь на созревающие, а не на созревшие функции, что способствует развитию познавательных способностей ребенка;
• способствовать полноценному психическому и физическому развитию, а также укреплению здоровья каждого ребенка;
• обеспечивать уважение к личности ребенка, развитие творческих способностей и успешность каждого ребенка
Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой)
Модель личностно-ориентированного занятия :
1. Первичная задача педагога (чему я буду учить, что воспитывать, что развивать).
2. Создание проблемной ситуации (исходя из наблюдений, личного опыта детей т. е. от проблемы ребенка, от педагогического замысла самого педагога).
3. Возникновение состояния “хочу решить проблему” (у ребенка).
4. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, и идет еще дополнительная мотивация у ребенка (“Я хочу”, “Мне надо”).
5. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
6. Управлением самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, поискать в энциклопедии, у родителей, у старших детей).
7. Совместное подведение итогов. В конце может нарождаться выдвижение новой гипотезы, мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.
Рекомендации к проведению занятия:
1. Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка, учет его индивидуальных особенностей. Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия ( эмоциональных: радость, досада, веселость и др. ; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
2. Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
3. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.
6. Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.
10. Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Организуя личностно-ориентированный подход к проведению занятий, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ-ступенька к новому знанию.
При общении педагога с детьми
Задачи:
1. Ввести детей в ситуацию (Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участник события? Почему возникло затруднение в разрешении ситуации,
2. Вызвать у них состояние сопереживания участникам ситуации (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали).
3. Направить на активный поиск необходимых способов разрешения ситуации (Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как конкретно поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Какой путь мы выбираем? Кто что будет делать? Обсудим все предложения и найдем общее решение? Как нам поступить и добиться успеха).
4. Важно помочь детям пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации и порадоваться вместе сними (Все ли удовлетворены? Как теперь мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства мы пережили? Как хорош, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы).
Детство - единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Педагог должен увидеть мир Детства и Ребенка в нем не как продукт социализации и “научения” со стороны взрослых, а как автономную, уникальную, социально-биологическую и социокультурную реальность.
Библиография.
Сапожникова О. Концепция построения занятий на основе личностно-ориентированного подхода. Журнал"Дошкольное воспитание"
ГОТОВИМСЯ К ЗАНЯТИЮ.
Полковская Г. Н.
К вопросу планирования и технологии проведения личностно-ориентированного занятия. Фестиваль "Открытый урок"