Надежда Сикан
Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход всё более стремительно завоёвывает дошкольное образовательное пространство. Значимость такого подхода очевидна и для педагогического коллектива нашего детского сада.
Создание атмосферы. ориентированной на индивидуальность ребёнка, обеспечивается как через использование форм, методов и приёмов, уже апробированных в российской образовательной практике, так и через внедрение инновационных форм, что является составляющей нашей педагогической технологии.
Публикация «Метод пошагового обучения в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
К числу инновационных форм работы с детьми дошкольного возраста относится "пошаговое" обучение, которое осуществляется в ходе фронтальных и подгрупповых занятий в форме использования ориентированных на конкретного ребёнка технологий. А также во всех режимных моментах в форме процессуального общения по интересным ребёнку в данный момент темам.
Метод "пошагового обучения ориентирован на психофизические особенности конкретного ребёнка, его пол, конституционные признаки, нейродинамические процессы. "Пошаговое " обучение предполагает систему "обходных путей" традиционной организации учебного процесса и представляет собой " мягкий вариант достижения цели - поступательное развитие личности ребёнка, обучение без негативного сопровождения, связанного с ухудшением физического и психического здоровья.
Метод "пошагового" обучения и, особенно методика процессуального общения учитывают проявления повышенной работоспособности у разных детей в разное время суток.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога не только подбирать дидактический материал, используя задания разной степени трудности но ещё и знания индивидуальных предпочтений каждого ребёнка в работе с материалом. Педагог должен располагать набором дидактических карточек,позволяющих ребёнку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, которые при этом передаются различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т. д. Ребёнку надо предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия требуют особой подготовки педагога, и прежде всего знания психофизиологических особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в процессе усвоения.
Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка.
Важной формой работы с детьми является процессуальное общение - это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на коррекцию развития.
Педагогу важно не нарушая деятельности детей использовать игровую или другую ситуацию для решения обучающих или воспитательных задач. При организации ситуаций педагог чаще всего " идёт от детей ", то есть подмечает их в детской деятельности. Специально планируемыми могут быть игры-викторины: "Придумай загадку", "Кто лучше знает свой город", "Из какой сказки эти вещи?", "Магазин волшебных вещей" и др.
Типы ситуаций общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и др. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Педагог направляет детей на поиск решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой.
В идеале ребё нок при этом испытывает палитру интеллектуальных эмоций: удивление, интерес, сомнение, догадку, радость успеха и открытий. Растёт уровень самооценки и внешней оценки скрытых возможностей, помогает самоутвердиться и самореализоваться, позволяет понять : его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.