Ольга Ломасова
Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему: «Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида в ДОУ».
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Введение инклюзивного образования в группу общеразвивающего вида ДОУ» размещена в разделах
Инклюзивное образование основывается на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Сейчас больше возможностей и, соответственно, примеров внедрения инклюзивного образования, рассмотрим перспективы развития инклюзивных форм дошкольного воспитания в регионах.
1. Инклюзивное образование в регионах находится на этапе формирования. Этот этап проходит с разной степенью активности, которая по большей части зависит от профессиональной позиции и ценностных ориентаций региональных органов управления образованием. Социальный запрос на инклюзивное образование дошкольников в данный период в регионах в значительной степени удовлетворен либо еще недостаточно сформировался.
2. Уровень толерантности родителей дошкольников позволяет достаточно широко распространять практику инклюзивного образования в дошкольной ступени. Профессиональные установки сотрудников ДОУ также являются значимым ресурсом для успешного начала и продвижения инклюзии дошкольников с ООП.
3. Основным ресурсом реализации инклюзивного дошкольного образования в региональных ДОУ является кадровый, хотя пятая часть детских садов все же испытывает недостаток в квалифицированных кадрах для реализации программ инклюзивного воспитания; до трети дошкольных учреждений не готовы реализовывать инклюзивное образование по причине недостаточной компетентности.
4. Подавляющее большинство ДОУ проводит образовательную инклюзию в рамках бюджетного финансирования. Проектная деятельность, привлечение спонсорских средств и помощи благотворительных организаций практически отсутствуют.
5. Образовательная инклюзия осуществляется в отношении дошкольников, принадлежащих к достаточно широкому кругу категорий детей с ООП, самой обширной из которых является нозологическая группа нарушений речи различной степени тяжести (здесь накоплен наиболее значительный опыт инклюзивного воспитания, а также категория детей с РДА, ДЦП или синдромом Дауна. В наименьшей степени образовательная инклюзия на дошкольной ступени коснулась детей с умственной отсталостью иной, чем синдром Дауна, этиологии, нарушениями слуха и зрения.
6. При комплектовании инклюзивных групп не используются какие-либо стандарты, параметры комплектования существенно различаются в различных ДОУ: наполняемость групп, соотношение обычных и «особых» детей в одной группе довольно широко варьируются и не связаны со спецификой образовательных потребностей последних или ведущим нарушением. Зачастую (около трети ДОУ) соотношение «особых» детей и детей с обычным ходом психического развития внутри одной группы довольно высоко ( 1 : 4 и выше).
7. Наиболее активно в инклюзивные группы принимаются старшие дошкольники, однако имеется опыт и в отношении детей раннего возраста.
8. Нагрузка на специалистов в ДОУ, реализующих программы инклюзивного воспитания, достаточно высока как в силу значительной концентрации «особых» детей, так и по причине малого числа специалистов. Кроме того, в ДОУ практически отсутствуют такие помогающие специалисты, как социальный работник или социальный педагог, которые могли бы внести существенный вклад в повышение качества образовательной инклюзии и поддержки семьи.
9. Специалисты реализуют в отношении детей с ООП следующие формы обучения: групповые и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, диагностику и консультирование родителей.
10. Менее трети детей с ООП из инклюзивных групп продолжают обучение в общеобразовательных школах, такое же количество «особых» дошкольников поступает в коррекционные школы. Вопрос о продолжении образования решается с учетом пожеланий родителей ребенка.
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении.
I. Условия организации инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми участниками образовательного процесса философий и принципов инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды, эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной документации и владение ею всеми специалистами, других необходимых условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного образовательного учреждения, относятся:
1. системность развитияинклюзивного образования в регионе;
2. наличие образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная образовательная вертикаль : система ранней помощи – вариативность форм включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной школе);
3. преемственность и взаимодействие между отдельными звеньями этой вертикали;
4. наличие в регионеструктур, оказывающих эффективную методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-центрах);
5. создание и функционирование регионального Совета поинклюзивному образованию;
6. взаимодействие с социальными партнерами.
Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо выделить организационные, кадровые и средовые:
1. Сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК);
2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (детский сад, школа, и т. п., в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами;
3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров;
4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов;
5. Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и др. ;
6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения ссоответствующими выделенными задачами;
7. Архитектурные преобразования, включая без барьерную среду;
8. Наличие специальное оборудования и средства, модулирующих образовательное пространство класса /группы.
II. Основные задачи деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении.
Основными задачами деятельности центров психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, по развитию инклюзивного образования можно выделить следующие:
1. Оценка особенностей и уровня развития ребенка;
2. Оценка возможности на настоящем этапе развития (состояния ребенка) быть включенным в образовательное учреждение, реализующее инклюзивное образование;
3. Определение условий, в том числе средовых, включения конкретного ребенка всреду обычных сверстников, в том числе определения необходимого специального оборудования;
4. Выбор образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику;
5. Выбор оптимального уровня (формы) включения в среду обычных сверстников – частичная интеграция, полная интеграция, инклюзивное обучение и воспитание, интеграция в рамках дополнительного образования и т. д.
6. Определение срока, в том числе диагностического, пребывания ребенка на той или иной форме инклюзии в данном ОУ.
Таким образом, центр психолого-медико-социального сопровождения и, созданными в них ПМПК, в процессе и по результатам работы с ребенком и его родителями (лицами, их заменяющими) определяет для детей дошкольного возраста:
1. Условия пребывания ребенка в образовательном учреждении :
- лекотека - с гибкой интеграцией в среду обычных детей;
- группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» (с гибкой интеграцией в среду обычных детей);
- инклюзивная группа (группа комбинированного типа, потребность в сопровождении (тьютор);
2. Вид дошкольного образовательного учреждения.
3. Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т. п.);
- рекомендуемый режим занятий и консультаций;
- дополнительная помощь специалистов вне ДОУ;
- дополнительное специальное оборудование;
- срок повторного обращения к специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, ПМПК.
III. Основные задачи деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по развитию инклюзивной практики.
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ) как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. №127/901-6. В инклюзивном образовательном учреждении ПМПк —это объединение специалистов ОУ, реали-зующее ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающее конкретные тактики сопровождения включенного ребенка.
Содержание деятельности консилиума ОУ:
1. обсуждение специалистами особенностей развития и социальной
адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
2. обсуждение сложившейся образовательной ситуации;
3. разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в данное образовательное учреждение.
Таким образом, стратегия включения ребенка в некоторой степени зависит от специалистов ПМПк, определяющих необходимые условия для его успешного включения в среду обычных сверстников.
Задачами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) инклюзивного ОУ являются разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников. Кроме задач, определенных методическими рекомендациям, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу—сопровождение всех детей группы/класса, в которые включен ребенок с ОВЗ.
В состав ПМПк ОУ входят: координатор по инклюзии (как правило, его роль выполняет старший воспитатель / завуч школы, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, медсестра.
Задачи и виды деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения :
1. разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения, в том числе оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ;
2. разработка содержательной части индивидуального образовательного маршрута (проведение организационных мероприятий, способствующих адаптации включенного ребенка);
3. динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
4. моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей данных категорий;
5. изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.);
6. мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп/классов;
7. координация взаимодействия всех специалистов ОУ по организации инклюзивной практики;
8. при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
Каждый специалист консилиума оценивает состояние психофизического развития ребенка и дает прогноз его возможностей в плане обучения, воспитания и социальной адаптации, в соответствии со своей специальностью и специализацией. Тип отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определение направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям ребенка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков, оценивается воспитателем /учителем или учителем-дефектологом соответствую-щего профиля. Социальную ситуацию развития, среду, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивает социальный педагог.
Деятельность всех специалистов в рамках консилиума состоит из ряда последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другoгo.