Нелла Другова
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям при проведении гигиенических процедур
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 96
Друговой Н. Р. по теме:
«Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям при проведении гигиенических процедур».
Одним из принципов организации работы с детьми в дошкольном учреждении является принцип индивидуализации, который обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья и развития.
Индивидуализация образовательного процесса ребенка – это учет в содержании и организации деятельности личностных, физических и психологических особенностей каждого ребенка.
Публикация «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям при проведении гигиенических процедур» размещена в разделах
Дифференциация образовательного процесса – это обеспечение разноуровневости его содержания и организации по индивидуальным и групповым условиям.
Наша группа ежегодно принимает новых детей. В этом году поступило 23 ребенка. Анализ состояния здоровья детей показал, что 22 ребенка имеют вторую группу здоровья и 1 ребенок – 1 группу здоровья. Детям рекомендуются наблюдаться у различных специалистов: невролога, хирурга, кардиолога, окулиста, врача ЛФК.
В группе также есть дети с особенностями поведения:
особенности эмоционально – волевой сферы (темперамент и черты характера). Это дети с высоким уровнем подвижности – Артем Ф., Дима Х., Люба Ч. Малыши с низким уровнем подвижности – Егор С., Лева, Миша. Флегматичные дети – Артем, Соня, Настя.
уровень развития коммуникативных навыков – умение вести разговор с взрослым, умение попросить о помощи, обращение с просьбами к взрослому. Трудности в общении с взрослым испытывают Катя и Алеша.
социальный фактор (анализ семей) - тип семейного воспитания, педагогическая грамотность родителей. При поступлении в детский сад некоторые дети вообще были не приучены к культурно-гигиеническим навыкам. Они боялись воды, не могли намылить руки, не приучены есть аккуратно и пережевывать пищу, пользоваться салфеткой.
В ООП обозначены следующие задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе:
В умывании с небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность (ребенок самостоятельно мочит руки в воде, намыливает делает пенку, смывает ее и самостоятельно вытирается полотенцем).
В приеме пищи: выражать стремление есть самостоятельно, тщательно пережевывать пищу. Держать ложку в правой руке. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Говорить спасибо.
Одевание: - Радоваться красивой и чистой одежде, обращаться к взрослому за помощью. Учиться по показу взрослого снимать и одевать одежду. Учится вешать одежду, ставить обувь.
Среди приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание и совместная деятельность с ребенком. Со всеми детьми использовали игровые приемы: рассматривание и беседа по картинкам "Дети моют руки", "Мама моет дочку". Игровые упражнения: "Как мы моем ладошки и отжимаем". Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений А. Барто "Девочка чумазая", "Девочка аккуратная". Использовали ежедневно художественное слово: чтение потешек "водичка - водичка", "кран откройся", "хлюп - хлюп", "ладошки".
Подвижные дети сначала выполняли гигиенические процедуры первыми, т. к. им было трудно ожидать выполнения действий, они быстро и часто непоследовательно выполняли гигиенические процедуры, нарушали этапы процесса. С такими детьми мы отрабатывали выполнение последовательности действий и теперь эти дети адаптировались к д/с и научились к\г навыкам.
Малоактивных детей мы наоборот, активизировали, старались, чтобы они первыми выполняли культурно-гигиенические процессы, поощряли и подбадривали.
Детей, испытывающих трудности в общении, мы привлекали к разговору, приводили пример активных детей, читали потешки, использовали игровые ситуации.
Дети с низким уровнем навыков в начале года выполняли культурно-гигиенические процедуры вместе с взрослым. Воспитатели вместе с ребенком брали мыло, намыливали пенку, смывали и т. д. Это дало положительный результат. Сейчас все дети моют руки и лицо самостоятельно.
С ослабленными детьми проводить культурно-гигиенические процессы мы старались отдельно от других детей, повышали температуру воды, подбадривали и поощряли, проговаривали этапы выполнения действий, снижали познавательную нагрузку.
Воспитание культурно-гигиенических навыков – это длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и одновременно.