Людмила Ратуева
Занятие по речевому развитию «Путешествие по городу» на основе интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление детей о родном городе, знакомить с его культурой, историческими местами, достопримечательностями;
-обучение творческому рассказу с опорой на картинки; актуализация словаря по данной тематике; учить подбирать прилагательное к существительным; обогащать речь определениями; упражнять в подборе родственных слов; в образовании сравнительной степени прилагательных; в употреблении несклоняемых существительных; закрепить навык словообразования разными способами;
-развивать внимание, память, мышление, общую моторику;
-уточнить знания детей о правилах поведения на улице;
Публикация «Занятие по речевому развитию „Путешествие по городу“ на основе интеграции образовательных областей» размещена в разделах
-воспитывать любовь к родному городу, культуре, воспитывать чувство гордости и ответственности за свой город.
Предшествующая работа: чтение литературы о Тамбове, беседы о родном городе, рассматривание альбомов и иллюстраций о городе; рисование на тему: «Наш Тамбов», «Моя улица», «Наш детский сад» и др. ; проведение дидактических игр «Путешествие по городу», «Кто больше знает о Тамбове»; оформление фотовыставки «Любимые места Тамбова для моей семьи», «Здесь мы отдыхаем».
Материалы: рисунки и фотографии города, билеты, схема города, микрофон, эмблемы.
Ход НОД:
Дети под музыкальное сопровождение А. Мачульского «Мы любим тебя, Тамбов!» дети рассматривают фотографии с изображением центральных улиц и зданий города.
Педагог читает:
Жура, Журу, журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
-Лучше нет родного края!
Вы согласны со словами журавля? Почему, объясните?
Вы узнали на фотографии наш город? Наш город – большой и красивый, есть много улиц, интересных мест и памятных зданий. Каждый из нас живет на своей улице.
- Что такое улица? (Дома, стоящие в ряд).
-Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существует адрес? (Ответы детей).
Расскажите, где вы живете: как называется улица, свой номер дома, что находится на твоей улице? ( Примерный вариант ответа: «Я живу на улице Мичуринской. Моя улица очень красивая, длинная. На моей улице много домов. магазинов, есть детские площадки, почта.»).
Давайте вспомним, на какие части делится улица? (Проезжая часть, газон, тротуар).
Проезжая часть- дорога, по которой движется транспорт. Какое движение на этой дороге? (Одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?
Газон- это озелененная полоса вдоль проезжей части. Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу). А какие деревья посажены на улицах? Как нужно относиться к природе? (Рассуждения детей).
Тротуар- это пешеходная часть улицы. Как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? (На дороге нарисованы широкие белые полосы). А если пересекается сразу много улиц, как это место можно назвать? (Перекресток).
-Какие улицы есть в нашем городе? Как называются центральные улицы нашего города? Вы любите совершать прогулки по улицам нашего города?
Давайте и мы отправимся на экскурсию по нашему городу. (Детям раздаются билеты, садятся на автобус /стулья в два ряда/).
-Мы были просто ребятами, а если сели в автобус, кем стали? (Пассажирами).
-Где будут остановки, узнаете, если подберете родственные слова к слову «город» (городок, городище, загородный, огород).
Игра «Про что можно сказать» :
Городская (школа, больница, дорога)
Городской (дом, магазин, цирк, парк)
Городское (здание, дерево, училище)
Вы обозначили маршрут нашего путешествия, и вот на табло появилась надпись: «Доброго пути». Как еще можно вежливо попрощаться? (Счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания).
Обратите внимание на здание, которое мы проезжаем слева от нас (показ фото. Библиотека им. А. С. Пушкина). Кто был в библиотеке? Как вы думаете, что там внутри? Попадая в библиотеку, кем мы становимся? (читателями). Зачем нам нужны библиотеки? Чем отличается библиотека от книжного магазина?
Что это за учреждение находится справа от нас? (показ фото). А как вы узнали, что это аптека? Что мы в ней приобретаем? (лекарства). Кто работает в аптеке? (аптекарь, фармацевт).
Подъезжаем к остановке (показ фото. Кинотеатр «Родина»). Кто узнал это место? Что можно делать в кинотеатре? (смотреть кино, фильмы). Попадая в кинотеатр, кем мы становимся? (зрителями). Помогите мне закончить предложения, подставляя слово «кино» (игра с мячом) :
-В кинотеатре идет показ нового. (кино).
-Я давно не видел нового (кино).
-Ты готов к просмотру этого (кино).
-Мы думаем о просмотренном (кино).
-Детям понравилось (кино).
-Сегодня мы идем в (кино).
Вы заметили, что слово «кино» очень интересное, оно никогда не изменяется. Постарайтесь это запомнить. Давайте сфотографируем это здание на память.
В этом месте, посмотрите, какой большой перекресток дорог! Подвести к пешеходному переходу. Вспомните правила поведения пешеходов на улице. Где переходят улицу? На какой свет светофора мы будем дорогу?
Ребенок читает:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
С. Михалков
Физкультминутка. Игра «Светофор» (на внимание).
(Карточки красного, желтого, зеленого цв. Каждый сигнал обозначает определенное движение: красная - стоим, желтая - хлопаем, зеленая - двигаемся по залу).
Занимаем свои места. Продолжим наше путешествие.
На нашем пути встречается много магазинов. Вы часто с родителями ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Перечислите, какие бывают магазины. (Продуктовые, овощные, обувные, книжные, мебельные и т. д.) Кто работает в магазинах? (продавцы, кассиры, грузчики, уборщики).
/ Обратить внимание детей на участок рядом с магазином: озеленение, порядок, наличие урн для мусора. /
А вот и следующая остановка - «Новостройка» (показ фото). Какое интересное слово, вслушайтесь в него. Что оно обозначает? Это сложное слово. Из каких двух слов оно образовано? Я предлагаю выйти из автобуса и погулять по району новостройки.
Мы были пассажирами, а теперь пойдем пешком, кем станем? (Пешеходами).
В районе новостройки можно увидеть много новых зданий. Шагнуть может тот, кто подскажет: дом из кирпича какой? (кирпичный,
- Здание из дерева…
- Постройка из бетона…
-Сооружение из металла…
- Витрина из стекла…
- Окна из пластика…
Смотрите, дом растет! Что это значит? (Строится).
Благодаря строителям, он растет не по дням, а по часам. Как сказать по-другому? (Очень быстро).
Давайте представим, какими же будут дома? (высотными, теплыми, удобными, оригинальными, многоэтажными, благоустроенными, современными, красивыми).
Ребенок читает:
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные.
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивые такие!
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.
Дом растет, а что и что еще может расти? (дерево, горка, очередь, человек, животное).
Дом. Как сказать по-другому? (здание, постройка, жилище, сооружение).
Полюбуйтесь нашим городом. Удивитесь! (мимика). Скажите радостно: «Наш город красив!». Сообщите об этом. Спросите.
Да, наш город красив. Здесь много интересных мест и следующая остановка нашего пути называется «Отдых». Мы продолжим наш путь и поговорим о тех местах города, где любят отдыхать горожане. Шагнуть можно в том случае, если поможете закончить предложения:
-Мы любим ходить в парк, потому что…
-Всем в городе нравятся детские площадки, так как…
-Тамбову нужен спортивный стадион, чтобы…
-Многие жители города посещают Ледовый дворец, чтобы…
-Все горожане любят ходить в лес, потому что…
Хотите еще попутешествовать по городу? Я думаю, что вы так хорошо знаете наш город, что сами могли бы стать экскурсоводами и рассказать нашим гостям об интересных местах города. Я предлагаю выбрать вам понравившуюся фотографию или рисунок интересного места города и во время экскурсии расскажете о нем. Лучших экскурсоводов мы наградим эмблемами.
Помните, что у рассказа есть начало, середина и конец. Вначале вы назовете место города (перед нами…; это…; а вот и, затем расскажите, чем это место интересно, что можно здесь делать. В конце каждого рассказа экскурсовод вежливо и по-своему пригласите всех посетить это интересное место города. Готовы к экскурсии?
(В микрофон) Уважаемые гости! Мы начинаем нашу экскурсию по городу Тамбову. Наш город находится на берегу Цны, который был основан очень давно, в 1636 году. Сейчас Тамбов красивый, современный, строящийся город. В Тамбове много интересных и памятных мест. Посмотрите, пожалуйста, налево. Мы проезжаем Драматический театр. О нем нам расскажет…
Наша экскурсия продолжается. Посмотрите направо. Это стадион Спартак. О нем нам расскажет…
Рядом вы увидите городской парк культуры и отдыха. Кто у нас здесь будет экскурсоводом?
А сейчас мы подъезжаем к дворцу спорта «Кристалл». О нем нам хочет рассказать…
Наша экскурсия продолжается. Посмотрите налево. Это плавательный бассейн «Дельфин».
Дорогие гости, мы проезжаем лес, которые любят все тамбовчане.
Наша экскурсия заканчивается. Поэтому хочется сказать: «Добро пожаловать в Тамбов!»
(Во время рассказов детям раздаются эмблемы).
Молодцы, ребята! Вы были отличными экскурсоводами. Я вижу, что вы любите и знаете свой город. Все ваши рассказы, рисунки, фотографии войдут в журнал «Наш город», который мы с вами оформим вечером. Наш город большой, а будет еще (больше, зеленый, а будет еще (зеленее, красивый, а будет еще (красивее). Наш город будет еще краше от ваших добрых дел, и от ваших теплых слов о нем.
(Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути исследования).
В конце звучит произведение М. Кускова «Будь славен, Тамбов!».