Марина Челышева
Реализация ФГОС ДОдля детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
М. П. Челышева
учитель- дефектолог
Е. С. Рассказчикова воспитатель
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 127»
г. Иваново
Реализация ФГОС ДО для детей с ОВЗ
ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, основа которых направлена на решение ряда задач, в том числе:
Публикация «Реализация ФГОС до для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО предполагает учет индивидуальных потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования и особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В МБДОУ «Детском саду комбинированного вида №127» г. Иваново с 2008 года работает группа комбинированной направленности, которая предусматривает посещение дошкольного учреждения детей с Синдромом Дауна. В связи с этим при разработке Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» были учтены особенности развития детей с ОВЗ, в частности с синдромом Дауна. 21-я дополнительная хромосома, являющаяся причиной развития данной генетической аномалии, обуславливает возникновение некоторых физиологических особенностей, ввиду которых развитие ребенка происходит значительно медленнее, нежели у здоровых малышей (в Образовательной Программе МБДОУ № 127 эти особенности раскрыты достаточно подробно). Но все же, многие дети с синдромом Дауна в состоянии научиться ходить, говорить, писать, читать и делать практически все то, что могут их здоровые сверстники. Уровень умений, которого способны достичь детки с таким диагнозом, может быть различным и зависит от генетических факторов и социальной среды малыша.
Так же нами намечены целевые ориентиры инклюзивного образования ребенка с ОВЗ, которых мы предполагаем достичь на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• у ребенка сформированы элементарные социальные навыки общения и взаимодействия;
• развито восприятие речи и формируется речевая активность;
• владеет элементарными навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
• сформированы следующие предпосылки для возможности освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении:
- ориентировка в пространстве, исследование;
- сенсомоторная координация;
- подражание (непосредственное и отсроченное);
- целенаправленное поведение;
- понимание устной речи.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группе комбинированной направленности, осуществляющей инклюзивное образование предусматривает следующее:
• Содержание образовательного процесса в группе определяется образовательной программой Учреждения и индивидуальными программами для детей с ОВЗ, составляемыми на основе типовых, специальных, коррекционных, адаптированных или авторских программ с учетом возраста, сложности, выраженности и характера нарушений развития воспитанников.
• Технологии, методы и формы работы с детьми с ОВЗ определяются специалистами, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и согласовываются с психолого-медико-педагогическим консилиумом.
• Дети с ОВЗ, с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на консультации к специалистам необходимого профиля.
• Инклюзивное образование в МБДОУ № 127 осуществляется на базе программы «Маленькие ступеньки». Программа инклюзивного образования в ДОУ не имеет четкой ориентировки на возраст ребенка. Реализация программных задач зависит от индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка, состояния родительско - детского взаимодействия, уровня конструктивного взаимодействия с родителями, наличия у ребенка или родителей психогенных расстройств, дополнительных обстоятельств (например–состояния здоровья ребенка). Длительность программы зависит от ее результативности – то есть от достижения поставленных целей. Программа может быть освоена ребенком и родителями полностью или частично.
Содержание и задачи инклюзивного образования соответствует образовательным областям ФГОС ДО.
При выполнении основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», а именно по овладению навыками коммуникации для обеспечения оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь группы, были учтены допущенные ранее ошибки в подготовке и принятию такого ребенка в коллектив, как в детский, так и во взрослый. Задача психолога здесь «проиграть» всевозможные ситуации, используя при этом различные методы и приемы, интерактивные игры, театрализованную деятельность и др. При этом следует отметить, что ребенок с синдромом Дауна склонен к подражанию и сочувствию, он живет не только с другими, но и в других. Здесь важно правильно настроить детей на принятие этого ребенка, стимулировать к оказанию помощи во время одевания на прогулку, в процессе наведения порядка на группе. Так появилось ответное слово «Спасибо», обращенное к детям и взрослым за оказанные услуги.
В детском саду ребенок с синдромом Дауна приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития может находиться на разных уровнях. Тем не менее, каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которых ребенок приобретает в детском саду - это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются некоторые ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения ребенка и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
В процессе реализации задач образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» мы отметили, что поскольку познавательные процессы ребенка с синдромом Дауна формируются на основе развития предметной деятельности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а так же эмоциональной окрашенности его общения со взрослыми и сверстниками, заинтересовать его можно яркой картинкой, эмоционально окрашенной и заряженной, несущей эмоции определенного характера (радости, удивления, грусти, обиды и т. д.). Так, например, для нашего Коли интересны персонажи современных мультфильмов: Маша из мультфильма «Маша и Медведь», Фиксики. Ребенок с удовольствием и с заинтересованностью выполняет задания от имени этих героев. Отсюда предметно-развивающую среду строим в соответствии с запросами и интересами ребенка. Если возникают трудности в проведении артикуляционной или пальчиковой гимнастики тоже прибегаем к помощи этих героев и действуем от их лица. Необходимо постоянно поддерживать связь с родителями, интересоваться чем любит ребенок заниматься дома, какие игры предпочитает, что тоже дает определенные преимущества педагогу при работе с таким ребенком. Например, дома в аквариуме живут три золотые рыбки Шура, Фрося и Федя, и в нашем центре воды и песка тоже живут такие же игрушечные рыбки, которые приплывают к нам на занятия, и слова Шура, Фрося и Федя попадают в разговорный словарь ребенка.
В нашем саду мы стараемся создать все необходимые условия для работы с детьми с ОВЗ, в рамках ФГОС, а именно:
• полная укомплектованность кадрами (педагог – психолог, учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели);
• привлечение к работе специалистов (муз. руководителя, инструктора по физической культуре, прошедших соответствующую переподготовку);
• установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями ребенка;
• выбираем образовательный маршрут для ребенка, с учетом его возможностей и индивидуально - типологических особенностей.
Детский сад, с одной стороны, является как бы продолжением семьи, а с другой стороны, реально воплощает то, что понимается под поддержкой общества, давая дополнительный стимул и ребенку, и семье.
Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптироваться к условиям жизни нормальных людей, следовательно, интеграция в общество, пребывание в котором будет для ребенка с синдромом Дауна приобретение наилучшего опыта.
Список литературы:
1. Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. – М: Монолит. ,2007. - 208 с.
2. Плигин А. А. Познавательные стратегии школьников. – М., 2007.
3. Жиянова П. Л. Семейно- центрированная модель ранней помощи. - М: Монолит., 2006.