Сабитова Земфира
Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) «В гостях у Кузи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить с историей возникновения ложки.
2. Закреплять названия предметов народного быта.
3. Продолжать знакомить детей с русским фольклором : потешками, загадками, играми, пословицами и поговорками.
4. Воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.
5. Развивать внимание, творческое воображение.
Подготовка.
Декорации и костюмы под старину (деревянная посуда, мебель, заготовки бумажных ложек, краски, куклы бабушки дедушки и домового.
Ход.
Публикация «Сценарий развлечения по мотивам русского фольклора с детьми средней группы (4–5 лет) „В гостях у Кузи“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2014
Сценка на ширме.
Изба. Около печи бабка. За столом дед.
Дед. Бабуля, накрывай на стол. Обедать пора!
Бабка. (ставит на стол чугунок, садится рядом)
Дед. А как же мы есть будем? Не уж-то руками? Каша-то горячая!
Бабка. Ох, и не знаю, что делать, ложки куда-то пропали. Опять, наверное, Кузька наш шалит. Что же нам теперь делать? Без помощи не обойтись.
Воспитатель. Вот такая история, дети, случилась с дедушкой и бабушкой. Кто же подшутил над ними?
Дети. Наверное, домовой.
Воспитатель. А кто это такой? (ответы детей) .
В каждом доме есть свой домовой. Домовой живет за печкой. Он следит за порядком! Охраняет покой. А иногда он балуется.
Ох и шалунишка наш домовой. Огорчил дедушку и бабушку. Вы готовы им помочь? Тогда садитесь быстрее в машину времени. Мы отправимся в далёкую старину.
Дети становятся вокруг воспитателя. Звучит музыка.
Дети с воспитателем подходят к избушке. У входа их встречает бабка.
Бабушка. Здравствуйте, ребята и девчата! Какие вы нарядные и красивые! Проходите, пожалуйста, в горницу, садитесь поудобнее, в ногах правды нет.
Дети заходят, рассаживаются на лавки.
Бабушка. Давайте вспомним, как называлась самая лучшая комната в избе? (горница)
Кого в ней принимали (гостей).
Слышен шум около печи.
Бабушка. Это наш домовой, он у нас еще очень молодой, поэтому мы его называем домовенок Кузя. Зато он очень веселый, добрый, только немного нескладный и неуклюжий. А иногда он шалит, сегодня забрал наши ложки. Сели с дедом кашу кушать, а ложек то нет…
Бабушка ушла посмотреть. Выходит Кузя.
Кузя. Здравствуйте! Ух ты, как много детей у нас в гостях сегодня! Сейчас повеселимся! Я вам загадаю загадку:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это
Дети. Ложка!
Воспитатель. Правильно! А кто знает, для чего этот предмет?
Дети. Для еды.
Воспитатель. А что можно ею кушать?
Дети. Суп, кашу, щи.
Воспитатель. А вот давным-давно на Руси у людей не было ложек совсем. Хотите узнать, с помощью чего ели раньше? Так слушайте историю.
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды. Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Много позже для богатых людей стали изготавливать ложки из бронзы и серебра. Простые бедные люди ели щи и кашу деревянными ложками. Всё в избе было из дерева и конечно – ложки. Их вырезали из липы. Они были лёгкие, не нагревались от горячей пищи. Носили ложки в специальном мешочке у пояса (пригласить одного ребёнка померить мешочек) .
Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли «ложкари», «ложечники». Умельцы не только украшали ложки, но и сочиняли песни, потешки о них.
Кузя. Как интересно!
Воспитатель. Кузя, это ты ложки у дедушки с бабушкой забрал? Отдай их, пожалуйста.
Кузя. Они мне самому нужны. Хотя… Вы знаете, как нужно просить домового?
Дети. Дедушка-домовой, поиграй и нам отдай.
Кузя. Вот молодцы, ребятки! А что ещё интересного вы про ложки знаете?
Воспитатель. Наши дети знают потешки. Давайте послушаем.
Дети.
Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные.
А вот ложка расписная,
Была у царя такая –
Из неё ничего не прольётся,
Щи из неё вкусней,
Да и каша добрей!
Кузя. Молодцы! До сегодняшнего дня остались ложки из серебра (показать). Во многих семьях сохранился такой обычай, как дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны? А какие они, тяжелые или лёгкие? Кто знает, какие они бывают по размеру?
Дети. Маленькие, большие и средние. Маленькая – для чая, чайная, для каши – десертная, для супа - столовая.
Кузя. Всё-то вы знаете! А играть вы любите?
Дети. Любим!
Кузя. Предлагаю поиграть в игру. Называется она «Катись, катись яичко».
(Дети встают в большой, просторный круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части.
Со словами песенки-считалки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.
Дети поют:
"Катись, катись, яичко,
По нашему кружочку.
Найди, найди, яичко,
Для себя дружочка. "
С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга, отдают яички входящему, тот говорит:
"В кружочки, выходите
И вдвоем для нас спляшите. ")
Воспитатель. Спасибо тебе, Кузя, за игру. Видишь, как ребята развеселились. Ну что, Кузя? Теперь отдашь ложки дедушке и бабушке?
Кузя. Ладно, держите ваши ложки (сам плачет)
Воспитатель. Кузя, что такое? Почему ты плачешь?
Кузя. Я вам ложки отдал, а у меня ни одной не осталось. Бедный я, бедный, я тоже ложкой есть хочу.
Воспитатель. Не расстраивайся, Кузя. Вы знаете, что раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Пряли, вышивали. Любой труд был почё тен: взрослый и детский. Сейчас мы с вами, ребята, распишем ложки для Кузи. А расписывать мы ложки будем хохломской росписью. Ребята, назовите элементы встречающиеся в хохломских узорах.
Дети. Завиток, капельки, травинки, ягоды - смородина, рябинка, брусника.
Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?
Дети. Красный, черный, желтый, зеленый.
Дети раскрашивают заготовки деревянных ложек. Звучит народная мелодия.
Воспитатель. Молодцы, дети! Какие красивые ложки получились! Тебе нравятся ложки, Кузя? Это тебе от всех детей подарок. Кушай на здоровье и нас вспоминай.
Кузя прощается, убегает за печку. Приходит бабушка.
Бабушка. Спасибо, выручили нас с дедом. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Вот вам баранок веревочка. (Бабушка дает детям веревочку баранок, дети благодарят бабушку)
Воспитатель. Понравилось вам у бабушки в гостях? А теперь нам домой пора. До свидания, бабушка, спасибо за гостеприимство. Садитесь в машину времени, поедем обратно в детский сад.