Елена Павлова (Буйнова)
Сценарий развлечения «Люблю свой край родной» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения знаний о народной игрушке Пензенского края.
Задачи:
знакомить с обычаями и традициями русского народа;
развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. уточнять и расширять представления детей о характерных особенностях разных видов народной игрушки Пензенского края;
Способствовать воспитанию уважительного отношения к труду человеческих рук.
Предварительная работа:
Публикация «Сценарий развлечения „Люблю свой край родной“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Рассматривание иллюстраций, альбомов, иллюстрированных книг: «Пенза-Родина Моя», «Декоративно-прикладное искусство Пензенского края» - «Абашевская игрушка», «Мастера земли Пензенской», «Народные костюмы народов Пензенского края». Рассматривание игрушек народных умельцев Пензенского края (Абашевские игрушки, соломенные и тканевые куклы. Знакомство детей с народами, живущими на территории нашего края, их бытом, традициями; с историей национального костюма (русского, мордовского, татарского, чувашского - просмотр презентации «Кто и как живет на Пензенской земле»). Лепка из теста «Соловушки» по стихотворению Пензенской поэтессы Дины Злобиной «Соловей», игрушек-свистулек по мотивам Абашевской игрушки; конструирование «Город строится». Изготовление совместно с родителями сувениров по мотивам народных игрушек Пензенского края.
Материалы и оборудование: «Торговые ряды» с народными игрушками (Абашевские игрушки-свистульки, тряпичные и соломенные куклы в том числе); сувениры, изготовленные руками детей и родителей; народный костюм для воспитателя - ведущего, для петрушки, ребенка – Медведя; ленты для девочек, шест с цветными лентами для игры «Карусель».
Ход деятельности:
В зале с двух сторон расставлены «торговые ряды» с товарами (предметами декоративно-прикладного искусства Пензенской области, поделками детей и родителей).
Ведущий 1 в русском народном костюме приглашает детей в зал :
Внимание! Внимание!
Ярмарка открывается,
Народ собирается.
Все спешите!
На ярмарку заходите!
(Под русскую народную музыку «Камаринская» дети входят в зал, дети - «продавцы» занимают свои места в «торговых рядах»).
Ведущий 2:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда, дети, тут красиво,
Аж захватывает дух.
Ведущий. 1: Покажут на ярмарке люди торговые
Чем богата земля Пензенская, каким товаром славится, какими мастерами гордится.
Петрушка: (из-за дверей) Постойте, постойте. А я? Как же вы без меня?
Ведущий 2: А ты кто?
Петрушка: Да, я Петрушка, народный любимец. Без меня ни одна ярмарка не обходится.
Ведущий 2: Ну раз так, пойдем с нами.
Петрушка:
Смотрите и слушайте: (Дети – «продавцы», одетые в русский, мордовский, татарский костюмы) :
1. Всем! Всем! Всем!
Кто подходит и кто уже здесь!
Объявляем важную весть
Как в Пензе городе,
На базарной площади,
Начинается у нас
Ярмарка сейчас!
2. Эй, честные господа
К нам пожалуйте сюда
Как у нас ли тары- бары
Всяки разные товары!
3. Дедушка Яков:
У дедушки Якова
товару хватит всякого:
платочки пустяковые, мягкие пуховые.
Петрушка: Откуда платочки?
Дедушка Яков: Из Марьевки! Хороши платки!
Налетай, разбирай. Танцевать начинай.
Исполняется танец с платками.
После танца раздается русская народная мелодия «Ах, вы, сени, мои сени!», Петрушка высвистывает мелодию на абашевской игрушке- свистульке.
Петрушка ведет детей к столу с абашевскими игрушками и горшками: Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!.
Ребенок – «продавец» : Есть в крае Пензенском Абашево - На редкость дивное село. Резьбой по дереву украшено, Игрушкой славится оно.
Ребенок – «продавец» : Свистульки, чудо-сувениры Шагают по стране родной. Известны в разных странах мира, Любимы всюду детворой.
Дети исполняют на свистульках русскую народную мелодию «Ах, вы, сени, мои сени!».
Ведущий 2:
Что у вас здесь, покажите,
Про товар свой расскажите.
Ребенок – «продавец» 1. : Приехали с плетеными вазами, Корзинами. диванами, Налетай. не зевай По дешевле разбирай!
Петрушка: Откуда корзины?
Ребенок – «продавец»2. : Из села Засечного. Дети- «продавцы» выносят большую корзину в середину зала, открывают, а там «медведь», поднимается, потягивается. Петрушка:
Разойдись народ честной!
Идет медведюшка со мной!
(медведь рычит и кланяется)
Ну-ка, мишенька, пройдись по ярмарке,
Попляши хорошенько, да проси угощения!
Ведущий:
Угощение нужно заработать!
Петрушка:
А вот глядите, какой он ласковый!
(гладит медведя, тот рычит довольно, мотает головой)
Глядите какая у него походка!
Плывет как в море лодка! (медведь ходит по кругу)
Поглядите-ка! Когда мишенька бежит, аж земля дрожит.
(Дает платочек медведю)
Ты, Топтыгин, попляши и всем людям покажи,
Как старушки пляшут да платочком машут.
(Медведь танцует с платочком)
Покажи-ка теперь, как старый дед ногами стучит,
На мальчишек ворчит. (Медведь топает ногами)
Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)
Покажи, как девки на работу идут. (Мишка идет медленно)
А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)
Ведущий 1:
Вот потеха, так потеха!
Люди падают от смеха!
Ты, Мишенька, танцевал,
А ребята сидели,
Чтобы не засиделись,
Покатай на карусели!
Петрушка предлагает шест с цветными лентами, проводится игра «Карусель» : Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише дети не шумите,
Карусель остановите.
(играть можно дважды, двигаясь поочередно в противоположные стороны).
Ведущий:
Вот тебе, Мишка, бублики,
За то, что позабавил публику.
Петрушка:
Я с Мишенькой дружу,
Его к хозяину провожу
(выводит медведя из зала).
Ведущий:
А наша ярмарка шумит,
Стоять на месте не велит!
Вот сюда подходите, на игрушки поглядите:
Эта игрушка сделана из стекла, значит она….(стеклянная,
Эта игрушка сделана из ткани, значит она….
Эта игрушка сделана из глины, значит она …
Эта игрушка сделана из соломы, значит она…
Глядите, какие удивительные куклы! (Подводит детей к столу с соломенными куклами).
Петрушка: «Кто в куклы не играл - тот счастья не видал».
«С куклами возиться – значит жизни учиться».
Ребенок – «продавец» 1: Куклы разные бывают, В кукол девочки играют, А наши Михайловские куклы - особенные Из соломы они – соломенные.
Продавец кукол 2:
Налетай на товар, поворачивайся,
Но не думай, что в дар.
А расплачивайся!
Ведущий:
А чем можно расплатиться?
Продавец кукол:
Каждый должен петь и веселиться!
Играть, да себя показать!
Проводиться игра-состязание «Возьми куклу» : дети стоят в кругу, Петрушка идет по кругу и выбирает считалкой водящего:
Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать? Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел. Нашу куколку нашел.
Петрушка кладет соломенную куклу перед водящим, встает с ним спиной друг к другу и, на счет «Раз, два, три – беги», они оббегают круг в разном направлении, стараясь взять соломенную куклу первым. Победитель выбирает считалкой себе следующего соперника. Игра повторяется 2-3 раза, сопровождается народной музыкой (русской плясовой, например).
Петрушка: Весело было на ярмарке.
И товар посмотрели, и себя показали.
Ведущий 1: Со всей Пензенской земли Мастера товар везли, Здесь еще вы походите и подарок подберите! (Ведущий подводит детей к столам с детскими поделками по мотивам Абашевской и Михайловской игрушки. Дети выбирают сувениры.).
Петрушка: Погуляли дружно, теперь подкрепиться нужно. Баранками и кренделями Угощайтесь. С подарками домой возвращайтесь.