МААМ-картинки

Конспект занятия и презентация «Югра — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста

Назира Батура
Конспект занятия и презентация «Югра — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Югра – мой край родной»

Выполнила:

Зиазетдинова Н. Ф.

воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах;

Публикация «Конспект занятия и презентация „Югра — мой край родной“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

-развитие познавательного интереса;

-воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ход НОД:

Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

О. Морозюк

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей).

О любимом и родном крае. Для нас это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Именно здесь мы с вами и проживаем – в Югре.

-Скажите, как называется район, в котором мы живём? (ответы детей).

Кондинский район – один из девяти районов Югры (слайд № 3).

Югра – это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето – короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Главный город Югры – Ханты-Мансийск (слайд № 4).

Символами ХМАО-Югры являются (слайд № 5) :

- флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством). Синий цвет флага обозначает обилие рек и озёр в нашем округе, зелёный – бесконечные леса, а белый цвет напоминает о долгой суровой зиме (цвет снега).

- герб представляет собой символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах (вписанных один в другой) синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета – короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.

Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра (слайд № 6).

«Ханты» означает «люди». Манси – ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».

Ханты и манси занимались рыболовством, охотой (слайд № 7).

В реках и озерах Югры добывали: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другие (слайд № 8).

Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети (слайд № 9). Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой для передвижения использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом (слайд № 10).

Охотились на животных: лось, медведь (слайд № 11, а также на пушных зверей (животные с ценным мехом) : лисица, заяц, белка (слайд № 12, песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие (слайд № 13).

Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие (слайд № 14).

При охоте применялись копья, ружья, лук со стрелами и др. (слайд № 15).

Ханты и манси занимались оленеводством (слайд № 16). Олени заменяли им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Вели кочевой образ жизни, т. е. переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах (место с травянистой растительностью, где пасутся травоядные животные, где зимой животные питаются мхом, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом - травами, листьями кустарников и деревьев. Когда пища для оленей заканчивалась, оленеводам приходилось кочевать с ними с места на место.

Жилище хантов и манси – чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами) (слайд № 17). В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чайник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты) (слайд № 18).

Основной пищей хантов и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя (слайд № 19).

Посуда, мебель в основном делались из дерева и бересты (слайд № 20).

Одежду и обувь шили из оленьего меха, птичьих шкур, пушнины (выделанные шкурки пушных зверей, ткани. Одежду украшали вышивкой шерстью, бисером и аппликацией (вырезание и нашивание узоров) из полосок меха или кожи (слайд № 21).

Элементами орнаментов (это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов) и рисунков являлись образы животных, птиц, рыб, растений. Например, «заячьи уши», «ветви берёзы», «оленьи рога», «щучьи зубы», «глухарь», «медведь» и др. (слайд № 22-23). Орнамент выполняли разными цветами: белым, чёрным, красным, жёлтым, зелёным (слайд № 24).

Летом женщины надевали платья или распашные халаты, на голове – платок, мужчины – рубахи, штаны (слайд № 25). Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины – сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги – кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя).

В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством (слайд № 26).

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России (слайд № 27).

Ребята, я для вас приготовила раскраски с изображением народов ханты и манси в национальной одежде, украшенной орнаментом. Вам предлагаю раскрасить орнамент на одежде, цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей).

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ханты-Мансийский_автономный_округ_—_Югра

https://etnic.ru/category/edu/ugry

https://ru.wikipedia.org/wiki/Манси

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ханты

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста «Родной мой край» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Понятие «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Люби и знай свой край родной. Нижний Новгород» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию (с использованием ИКТ) «Люби и знай свой край родной!».

Конспект физкультурно-спортивного развлечения «Люблю свой край родной» в форме квест-игры для детей старшего дошк-го возраста Задачи, реализуемые в соответствии с интеграцией видов деятельности: Физическое развитие: • способствовать накоплению и обогащению двигательного.

Конспект НОД «Край мой Пензенский» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Составила : Ганина Л. А. Цель: Формирование у детей интереса к своей малой родине. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о названии.

Конспект занятия по познавательному развитию «Кузбасс — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования новых представлений об окружающей природе родного края. Задачи:.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Мой родной край» Тема: "Беречь природу - беречь жизнь" Цель: расширение и закрепление знаний детей о заповедниках Саратовской области. Задачи: - познакомить.

Консультация «Мой край родной — Югра» Мой край родной, край северный. Люблю тебя, мой край родной, За зимний холод, летний зной. За рек студеную прохладу, За щедрой осени отраду.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мой родной край — Каргапольский» Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мой родной край - Каргапольский» Вид проекта: познавательно-творческий Тип проекта: групповой,.

Экскурсия в мини-музей «Хакасия — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста «Хозяйство хакасов» Программное содержание: Знакомить детей с историей хакасского народа. Дать детям представление о скотоводстве, рыболовстве, охоте, земледелии.

Конспект занятия «Югра — нефтяной край» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Сказка» Конспект занятия для старшей группы «Югра – нефтяной край.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия и презентация «Югра — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2019 в 11:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия и презентация «Югра — мой край родной» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Назира Батура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД