Татьяна Виницкая
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Пословица недаром молвится».
Развлечение
учитель - логопед: Виницкая Т. В.
воспитатель: Бабкина И. Н.
Задачи:
- обобщить у детей знание пословиц;
- развивать монологическую и диалогическую речь, мышление, память, способность к рассуждениям;
- развивать интерес к пословицам, потребность в их использовании;
- вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность;
- воспитывать любовь к родной речи, к пословицам, как к народной мудрости.
Оборудование:
Публикация «Развлечение для детей старшего дошкольного возраста „Пословица недаром молвится“,» размещена в разделах
- Пословицы и поговорки для детей
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
маски, предметные картинки, портрет И. А. Крылова, видео- и аудиоаппаратура, мяч, костюм ростовой куклы (собака).
Воспитатель:
- Сегодня мы будем говорить, вспоминать и учить новые пословицы.
Звучит музыка. Входит собака Дружок.
Воспитатель:
- Здравствуй! Как тебя зовут?
- Почему ты плачешь? Наверное потерялся? (Дружок машет головой)
- Тебя кто – нибудь обидел? (машет головой Дружок)
- Тогда что же так огорчило тебя?
Дружок:
- Дело в том, что мой хозяин, Коля, ходит в детский сад. Он ещё маленький, но такой умный, так много знает. А вчера он пришёл домой и рассказал, что на занятии в садике узнал много пословиц. Потом мы поиграли на улице, посмотрели телевизор и легли спать. А что такое пословицы так и не рассказал мне. А мне так хочется узнать это. Ведь я то знаю, что учиться всегда пригодиться.
Воспитатель:
- Вот и первая пословица! Где ты слышал её?
Дружок:
- Однажды на прогулке я слышал, как мама уговаривала девочку, которая не хотела идти в детский сад, потому что там проводятся занятия.
- А у вас есть дети, которые не любят занятия?
Воспитатель:
- Нет, таких детей у нас нет. И сейчас ты в этом убедишься. Садись, Дружок и слушай.
- Ребята, поможем Дружку узнать всё о пословицах? Ну, Дружок, спрашивай.
Дружок:
- Кто придумывает пословицы? (простой народ)
- Когда появились первые пословицы? (очень-очень давно, в стародавние времена)
- А как они сохранились и дошли до наших дней? (их запоминали и записывали простые люди, поэты, писатели)
- Какие бывают пословицы? (о добре и зле, о глупости и уме, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о природе)
- Как у вас интересно! Вот удивится Коля, когда я ему расскажу всё что узнал. Ну я пошёл. Кончил дело – гуляй смело.
Воспитатель:
- А вот и ещё одна пословица. Подожди, не торопись Дружок. Какие ещё пословицы ты знаешь?
(Дружок думает)
Дружок:
- Да, рано я похвастался, у меня ещё есть тут дела.
(садится)
Воспитатель:
- Не торопись языком, торопись делом.
Дружок: (радостно)
- Это тоже пословица!
Воспитатель:
- Да, Дружок. Слушай дальше.
- Ребята, вспомните пословицы опираясь на картинки.
(выставляются картинки: дерево, рыбка, санки, заяц)
Дерево – О дереве судят по плодам, а о человеке по делам.
Рыбка – Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Санки – Любишь кататься – люби и саночки возить.
Заяц – За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Дружок:
- Подождите, ведь два зайца лучше, чем один!
Воспитатель:
- Дети, чему учит эта пословица?
(если делать два дела сразу, то ни одно не получится)
Дружок:
- А я понял, почему мой Коля, не слышит маму, когда смотрит телевизор.
- А вы можете, ребята, слушать воспитателя и разговаривать?
- Ох, устал я. Поиграть бы.
Воспитатель:
- Ты прав, Дружок. Делу время, потехе час.
Физминутка.
Дружок:
- Пока мы отдыхали, я вспомнил пословицы. Вот, послушайте:
Труд кормит, не сиди на печи.
Долог день до вечера, коли заняты руки.
- Что-то у меня всё в голове перепуталось. Я наверное никогда не запомню пословицы.
Воспитатель:
- Не переживай, Дружок. Дети знают совет, который помогает добиться успеха, даже если сразу ничего не получается.
(дети: терпение и труд – всё перетрут)
- А чтобы тебе легче было запоминать пословицы, посмотри вместе с нами мультфильм.
(просмотр мультфильма «Антошка»)
Дружок:
- Я понял, любая ситуация чему-нибудь учит.
Воспитатель:
- Чему учит случай, произошедший с Антошкой?
Какие труды, такие и плоды.
Как аукнется, так и откликнется.
- Многому учат и произведения. Посмотрите инсценировку басни И. А. Крылова «Мартышка и зеркало».
(инсценировка басни)
- Чему учит эта басня?
(ответы детей)
Дружок:
- Спасибо вам, ребята! Вы такие умные, ведь вы знаете столько пословиц. А мне пора, Коля наверное уже ищет меня. Ведь мы с ним большие друзья, а я знаю, что нет друга – ищи, а найдёшь – береги. Я обязательно расскажу ему, что узнал.
- Только напомните мне ещё раз пословицы, ведь повторенье – мать ученья.
(дети называют пословицы, Дружок вручает им подарки, затем прощается и уходит)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, ребята! Не подвели свой детский сад. Ведь наверняка Дружок всё расскажет Коле, а Коля своим друзьям в детском саду.
И я придумала свою пословицу: О дереве судят по плодам, а о детском саде по его воспитанникам.