Ирина Гурова
Дидактические игровые карточки «Весёлые цифры» для закрепления навыков счёта и развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы организовать несколько интересных игр и игровых упражнений, развивающих математические представления, речь и другие психические процессы, я использовала яркие термосалфетки, которые купила в хозяйственном магазине. Один из вариантов игр из термосалфеток уже был ранее опубликован. Это игра «Цитрусовое лото». https://www.maam.ru/detskijsad/igra-citrusovoe-loto-dlja-diferenciaci-zvukov-l-r-l-r-v-slovah-i-predlozhenijah.html Сегодня предлагаю вашему вниманию ещё одну интересную идею.
Публикация «Дидактические игровые карточки „Весёлые цифры“ для закрепления навыков счёта и развития речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2023
Итак, мне понадобились 4 детские термосалфетки. Салфетка представляет собой таблицу из 9 квадратов (3х3) и очень похожа на основу игры лото. В квадратах – цифры от 1 до 9 и соответствующее им количество разных предметов (дом, груши, птицы, шары, бабочки, яблоки, листья, цветы, звёзды). Это позволяет использовать материал интересно и разнообразно.
Игры с материалом подходят для воспитанников старшего дошкольного возраста. Играть можно индивидуально и с двумя детьми.
Для подготовки игр я взяла 4 салфетки. Две штуки оставила в первоначальном виде, а две разрезала на квадраты.
Задачи:
- Закреплять словарный запас.
- Упражнять в согласовании числительных 1-9 с существительными, с прилагательными и существительными.
- Закреплять произношение звуков позднего онтогенеза в словосочетаниях.
- Развивать навыки количественного счёта в прямом и обратном порядке.
- Развивать зрительный гнозис, внимание, зрительно-моторную координацию.
- Способствовать развитию межполушарного взаимодействия.
Предлагаю несколько вариантов использования игрового материала.
* Игровое упражнение «Весёлый счёт»
С целью знакомства с игровым материалом с такого упражнения начинать как раз лучше всего. Проводится оно индивидуально. Педагог предлагает сначала показать и назвать все цифры по порядку, затем в обратном порядке. После этого задание усложняется – ребёнку нужно показывать цифры по порядку и заодно называть предметы, согласовывая числительные с существительными: «один дом, две груши, три птицы, четыре шара, пять бабочек, шесть яблок, семь листьев 8 цветов, девять звёзд». Аналогично в обратном порядке.
Далее упражнение можно ещё усложнить, предложив придумать и добавить в каждое словосочетание прилагательное («слово-признак»): «две зелёные груши», «три весёлые птицы», «четыре разноцветных шара». Кстати, слов-признаков может быть два и более: «шесть красных, спелых яблок» и т. п.
* Игровое упражнение «Подбери пару».
Упражнение проводится с одним ребёнком. Перед ним – салфетка. Набор карточек может быть у педагога. Также все картинки можно разложить на столе в произвольном порядке.
1 вариант. Взрослый отдаёт ребёнку карточки по одной. Ребёнок ищет место для каждой из них, выкладывает и составляет словосочетание. Предлагать карточки можно как в порядке увеличения чисел, так и вперемешку.
2 вариант. Ребёнку предлагается самостоятельно брать картинки и находить для каждой из них место. Причём, делать это можно тоже как по порядку, так и вперемешку, в зависимости от поставленной взрослым задачи и возможностей ребёнка.
* Игра «Лото «Кто быстрее?»
Игра проводится с двумя детьми. У каждого ребёнка – большая карта (салфетка) и набор из 9 карточек. Картинки могут быть у детей, а могут быть разложены на столе и перемешаны. Задача игроков – разложить все карточки по своим местам, правильно составляя словосочетания. Победитель получает наклейку.
* Игровое упражнение «Разложи по порядку»
В этом упражнении используются только отдельные карточки. Взрослый предлагает ребёнку разложить их по порядку в ряд, составляя словосочетания.
* Игровое упражнение «Путаница»
В отличие от предыдущего задания карточки уже разложены в неправильной последовательности. Задача ребёнка – навести порядок, разложив их в нужной последовательности, составляя при этом словосочетания.
В качестве дополнительного упражнения можно попросить сосчитать предметы и в обратном порядке.
* Игра «Покажи, не ошибись»
1 вариант. Взрослый называет два числа, например, «два- восемь» или «три-четыре» и т. п. Задача ребёнка – найти и показать на карте соответствующие цифры двумя руками. Можно усложнить задание – попросить показать цифру, обозначающую меньшее число левой рукой, а большее – правой или наоборот. Также можно выложить фишки (как на фото).
2 вариант. Этот вариант аналогичен первому, но сложнее. В игре используются две карты. Взрослый также называет два числа (можно использовать и словосочетания). Цифру, соответствующую первому числу, ребёнок показывает указательным пальцем левой руки на первой карте; а второму – указательным пальцем правой руки на второй (правой) карте.
Если ребёнок ещё только усваивает цифры, то можно дать зрительный образец в виде выложенных перед ним отдельных карточек.
Также можно не просто показывать цифры, а выкладывать на них фишки левой и правой руками.
Пары чисел произносятся взрослым быстро, и задача ребёнка – успевать показывать цифры или передвигать фишки. Вместо фишек можно взять игрушки небольшого размера.
Желаю вам успехов!