Лариса Суслова
Развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у воспитанников растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой.
Публикация «Развивающие технологии „Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.
Сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду, поэтому я стараюсь занять детей сенсорными и дидактическими играми в непосредственно образовательной деятельности, а так же во всех режимных моментах.
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша или логические блоки, представляют собой эталоны формы - геометрические фигуры и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. При работе с логическими блоками мы используем карточки, они позволяют развить у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий. Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно - схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению. В пособии «Логика и математика для дошкольников» Непомнящая Р. Л. и Носова Е. А представили 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками и цветными палочками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер и толщину.
После такого самостоятельного знакомства с логическими блоками можно перейти к играм и упражнениям.
Педагогическая - игровая технология палочки Кюизенера
«Палочки Х. Кюизенера» или «Цветные числа», «числа в цвете», "цветные палочки", "цветные числа", "цветные линеечки» – их называют поразному. Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и размером.
Палочки предлагаются детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений в игровой форме (альбом игра «Волшебные дорожки», «Дом с колокольчиком»). Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее). Основные особенности этого дидактического материала это абстрактность, уверенность, высокая эффективность. Цветные палочки в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Эффективное применение палочек возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, например с логическими блоками. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, является одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности. Использование «чисел в цвете» позволяет развить у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. С помощью цветных палочек детей так же легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на…», организовать работу по усвоению таких понятий как (правее, левее, длиннее, короче, между, каждый) и др.
Работая с детьми, я обратила внимание, что у детей младшего дошкольного возраста возникают трудности составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного, Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения слоями: длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине, умение выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
В среднем возрасте у детей возникают трудности с умением уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет, умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов.
К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому игровые технологии «палочки Кюизенера» и «блоки Дьенеша» с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.
Особенностью данных технологий является также :
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Принцип необходимости и достаточности;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Одним из таких способов для меня стала работа с палочками Кюизенера, способствующая формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Данный проект предназначен для реализации в деятельности воспитателей детских садов.
Мотивом к созданию проекта «Открываем мир цветных палочек» стала одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
В своем проекте я уделила особое внимание развивающей предметнопространственной среде, как в группе, так и на участке, подобрала кростики в соответствии с тематическим планированием, подобрала сказки для знакомства детей с палочками, так же дополнительно были приобретены схемы для работы с плоскостными фигурами, так как практическая отработка навыков - наиболее действенный способ усваивания необходимых знаний.
В ходе проекта осуществлялись:
-Опрос детей и родителей;
- НОД;
-Беседы;
-Дидактические игры;
-Знакомство с литературными произведениями;
-Просмотр мультфильмов; -Проведение открытого занятия на тему: «Домик для кошки»;
-Выставка детских аппликаций, сочинение или рассказывание сказок с сопровождением выстроенных фигур из цветных палочек.