Галина Мальцева
Развивающие карточки для занятий с группой детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что представляют собой карточки
Карточки – это различные задания формата А5 на твердой картонной основе с прозрачным покрытием. Самый прозаичный вариант покрытия - плотный прозрачный файл, но дольше будет служить плотная пленка. Все края обработаны узким скотчем для герметичности.
Рисуют детки на карточках перманентными маркерами (не фломастерами). Мы используем красный, синий, зеленый и черный цвет. Стирает написанное педагог после занятия влажной губкой с добавлением хозяйственного мыла. Поскольку маркеры с одинаковым названием в канцелярских отделах все разного качества, перед работой с детьми их стоит «протестировать» - нарисовать линии каждым маркером и через 10 минут попытаться стереть сухой, потом влажной губкой и затем влажной губкой с добавлением хозяйственного мыла. Так можно определить те маркеры, которыми будет удобно пользоваться детям, а педагогу после работы «мыть» карточки. Остальные маркеры пригодятся в оформлении карточек.
Публикация «Развивающие карточки для занятий с группой детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2018
Карточки достаточно долговечны и портятся только по двум причинам: при нарушении герметичности пленки (ребенок решил раскрасить карточку карандашом или ручкой) и использовании трудносмываемого маркера.
Возможен альтернативный вариант выполнения задания на карточке
примеры решить прищепками или раздаточным материалом, лабиринт пройти пальчиком или глазками, а не маркером, записать ответ в тетрадке и др.
В чем смысл карточек
Все родители и педагоги прекрасно понимают, что для творческого развития и обучения ребенка нужно огромное количество дидактического материала: книжек, тетрадок, различных «развивалок», бумаги и т. д. В работе с группой детей карточки помогают значительно экономить финансовые ресурсы. За счет своего количества и разнообразия они не надоедают детям, а наоборот, позволяют максимально сосредоточить и продлить детское внимание на выполнении заданий.
При работе с карточками в группе детей очень часто включается соревновательный эффект. На выполнение задания одной карточки нужно от одной до пяти-семи минут. Поскольку детям предоставлена возможность самим выбирать задания, некоторые ребята выбирают простейшие или однотипные (например, только «обводилки»). В этом случае педагог может поступить по ситуации: предусмотреть такой вариант развития событий и заблаговременно убрать «легкие» карточки; ограничить доступ к «легким» карточкам более способным ребятам, рекомендовать определенные задания и т. п. Важно сохранить хорошее настроение и желание продолжать «игру».
Все отработанные карточки ребенок оставляет на своем столе до конца занятия. После занятия у родителей появляется возможность все просмотреть, оценить, порадоваться успехам ребенка. Дети, чаще всего, радуются количеству заполненных карточек (и ничего в этом плохого нет, хотя многие уже понимают, что качество и трудность задания тоже имеют значение. А педагогу предоставляется возможность диагностировать знания, умения и навыки ребенка, делать соответствующие выводы и корректировку дальнейших действий.
Тематика карточек
Тематика карточек может быть абсолютно любая: от обычных рисунков-«обводилок» до заданий на нотном стане. Можно сделать карточки по безопасности, обучению основам рисования, ознакомлению с животным и растительным миром и т. д.
Обучающиеся объединения "Школа дошколят" имеют возможность выбирать из 150 карточек, содержащих:
- обводилки для синхронного рисования двумя руками;
- геометрические узоры из элементарных фигур;
- математические задачи в картинках, примеры, упражнения для закрепления понятий «больше», «меньше», «равно»;
- счет предметов, запись чисел;
- упражнения на измерение и сравнение фигур линейкой;
- графические диктанты;
- разнообразные логические задачки, упражнения на внимание;
- состав числа первого десятка;
- элементарные задания по окружающему миру;
- узнавание, поиски и подсчет букв, предметов, геометрических фигур;
- превращение геометрических фигур в предметный или сюжетный рисунок;
- печатание букв, слогов и слов;
- всевозможные лабиринты, так горячо любимые детьми, что позволяет сделать их более практичными, например:
собирать по дороге буковки (слоги, чтобы в конце прочитать слово;
составлять новые слова (Мария – армия,.);
изучать алфавит;
собирать цифры в прямом и убывающем порядке, через одну, десятки и т. д. ;
«находить» ответы к примерам и т. д.
Что следует учесть
При изготовлении карточек надо учесть, что поданный материал должен быть четким, компактным, привлекательным для детей. Задание должно быть понятно не читающим детям, иначе они просто не выберут эту карточку.
Работа с карточками требуют от педагога гибкости, мобильности поведения. И еще надо учесть, что после занятия все карточки надо помыть от маркера и просушить, что, конечно, занимает определенное время (однажды, после одного занятия с двумя группами объединения я мыла 90 карточек). Но радость за успехи своих ребят превалирует над некоторыми трудностями (затраченное время на восстановление карточек). Пробуйте! Творите! Дерзайте!