Ирина Сапронова
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог Сапронова Ирина Владимировна
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения.
Развитие зрительного восприятия
Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка и зрительной патологии.
Публикация «Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах
При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из – за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта». Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размер и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта или указку.
I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. Чаще всего используются резиновые игрушки – муляжи. Муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов, животных, птиц, мебели, транспорта, рыб, морских обитателей, насекомые и др.
II. Демонстрационный материал – иллюстрации. Для фронтальных и подгрупповых занятий используются иллюстрации по всем лексическим темам больших форматов.
III. Дидактические игры. Все дидактические игры выполнены в ярких, контрастных цветах с контуром.
«Найди большие и маленькие», «Собери пирамидку», «Собери матрешку». Цель: научить ребёнка чередовать предметы по величине. Коррекционные задачи: развивать сенсорные представления, развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику.
«Подбери одинаковые по цвету», «Радуга», «Цветик – семи цветик», «Составь букет», «Цветные круги», «Цветные следы», «Подбери чашки к блюдцам», «Разноцветное мороженое», «Собери капельки в стаканчик». Цель: научить ребенка различать цвета и соотносить их с предметами. Коррекционные задачи: развитие цветового восприятия, закрепление названий основных цветов, развитие глазомера.
«Подбери одинаковые по форме», «Подбери ключики к замочкам», «Какой фигуры не хватает?», «Доски вкладыши», «Ожившие фигуры». Цель: научить вычленять контур предмета, отыскивать форму в окружающих предметах. Коррекционные задачи: закрепление представлений о геометрических фигурах, обучение соотносить фигуры с предметами окружающей действительности, закрепление умений ориентироваться в микро и макро плоскости.
«Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Парные картинки». Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционные задачи: формировать понятия обобщения, развивать ориентировку в пространстве, развивать логическое мышление.
«В гостях у сказки», «Волшебные превращения», «Узнай по силуэту», «Контурные изображения», «Наложенные изображения», «Подбери пару». Цель: учить соотносить цветное изображение с контурным силуэтным. Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие, совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
«Танграм», «Волшебное яйцо», «Разрезные картинки», «Игры – вкладыши». Цель: закреплять сенсорные эталоны. Коррекционные задачи: учить сравнивать форму, величину предметов, развивать координацию рук, развивать ориентировку на микроплоскости.
Развитие тактильных ощущений
и мелкой моторики
Всестороннее представление об окружающем предметном мире не
может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью
данного вида восприятия закладываются знания о форме, величине, массе
предметов, их расположении в пространстве. Для детей с нарушениями зрения это очень важно, т. к. они порой не могут получить достаточного представления о предмете с помощью только зрительного восприятия.
В играх необходимо обращать особое внимание на формирование
ощупывающего и обводящего движения, на перемещение руки по предмету;
чтобы во время ощупывания ребёнок фиксировал величину, форму, фактуру, наличие основных деталей предмета.
I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. На занятия используются игрушки разной фактуры: резиновые, пластмассовые, мягкие, гладкие, шероховатые и др.
II. Дидактические игры.
«Чудесный мешочек», «Посчитай фасолинки», «Узнай на ощупь». Цель: развитие чувствительности и тактильно-кожного ощущения. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве, развивать зрительное восприятие.
«Мозаика», «Прищепки», «Золушка». Цель: развивать моторику пальцев рук. Коррекционные задачи: развивать тактильные ощущения, развивать и закреплять сенсорные представления, развивать ориентировку на микроплоскости.
«Шнуровка», «Собери бусы», «Пирамидка». Цель: развивать координацию рук. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать внимание и фиксацию взора, развивать ориентировку в пространстве и на микроплоскости.
«Соедини по точкам», «Обведи через кальку», Заштрихуй изображение», «Обведи по трафарету». Цель: развивать глазодвигательную функцию, соотнесенную с движением руки. Коррекционные задачи: развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве.
Развитие ориентировки в пространстве
Пространственные представления являются для детей сложным предметам. Поэтому очень важно начать обучение ориентировки в пространстве как можно раньше.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами) .
В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося.
I. Демонстрационный материал – игрушки.
II. Дидактические игры.
«Мы роботы», «Делай как я», «Посмотри и повтори». Цель: научить соотносить свои движения с движениями другого. Коррекционные задачи: учить пространственные обозначения, учить ориентироваться относительно себя и другого, развивать внимание.
«Пройди по лабиринту», Найди путь к домику». Цель: научить ориентироваться на микроплоскости. Коррекционные задачи: развивать глазодвигательные мышцы, развивать координацию руки и глаза, развивать зрительное внимание.
«Что изменилось?», «Что где находится?», «Кто спрятался?», «Ближе – дальше», «Расставь игрушки». Цель: учить определять нахождение предмета в пространстве. Коррекционные задачи: учить ориентироваться в пространстве, развивать зрительную память, учить использовать в речи пространственные понятия (слева, справа, между, вверху, внизу и т. д.).