Получи документы

Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения

Ирина Сапронова
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-дефектолог Сапронова Ирина Владимировна

Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения.

Развитие зрительного восприятия

Во время занятий рекомендуется использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстраций и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных зрительных функций ребенка и зрительной патологии.

Публикация «Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения» размещена в разделах

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться определенные требования: нужно использовать яркие, насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета. Особенно это важно на начальных этапах работы с ребенком, когда зрительное восприятие страдает из – за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта». Показывая дидактический материал, наглядные средства, педагог должен учитывать не только его размер и цвет, но и контрастность фона, на котором он находится; чаще использовать контур для того или иного объекта или указку.

I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. Чаще всего используются резиновые игрушки – муляжи. Муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов, животных, птиц, мебели, транспорта, рыб, морских обитателей, насекомые и др.

II. Демонстрационный материал – иллюстрации. Для фронтальных и подгрупповых занятий используются иллюстрации по всем лексическим темам больших форматов.

III. Дидактические игры. Все дидактические игры выполнены в ярких, контрастных цветах с контуром.

«Найди большие и маленькие», «Собери пирамидку», «Собери матрешку». Цель: научить ребёнка чередовать предметы по величине. Коррекционные задачи: развивать сенсорные представления, развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику.

«Подбери одинаковые по цвету», «Радуга», «Цветик – семи цветик», «Составь букет», «Цветные круги», «Цветные следы», «Подбери чашки к блюдцам», «Разноцветное мороженое», «Собери капельки в стаканчик». Цель: научить ребенка различать цвета и соотносить их с предметами. Коррекционные задачи: развитие цветового восприятия, закрепление названий основных цветов, развитие глазомера.

«Подбери одинаковые по форме», «Подбери ключики к замочкам», «Какой фигуры не хватает?», «Доски вкладыши», «Ожившие фигуры». Цель: научить вычленять контур предмета, отыскивать форму в окружающих предметах. Коррекционные задачи: закрепление представлений о геометрических фигурах, обучение соотносить фигуры с предметами окружающей действительности, закрепление умений ориентироваться в микро и макро плоскости.

«Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Парные картинки». Цель: развивать зрительное восприятие. Коррекционные задачи: формировать понятия обобщения, развивать ориентировку в пространстве, развивать логическое мышление.

«В гостях у сказки», «Волшебные превращения», «Узнай по силуэту», «Контурные изображения», «Наложенные изображения», «Подбери пару». Цель: учить соотносить цветное изображение с контурным силуэтным. Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие, совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

«Танграм», «Волшебное яйцо», «Разрезные картинки», «Игры – вкладыши». Цель: закреплять сенсорные эталоны. Коррекционные задачи: учить сравнивать форму, величину предметов, развивать координацию рук, развивать ориентировку на микроплоскости.

Развитие тактильных ощущений

и мелкой моторики

Всестороннее представление об окружающем предметном мире не

может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью

данного вида восприятия закладываются знания о форме, величине, массе

предметов, их расположении в пространстве. Для детей с нарушениями зрения это очень важно, т. к. они порой не могут получить достаточного представления о предмете с помощью только зрительного восприятия.

В играх необходимо обращать особое внимание на формирование

ощупывающего и обводящего движения, на перемещение руки по предмету;

чтобы во время ощупывания ребёнок фиксировал величину, форму, фактуру, наличие основных деталей предмета.

I. Демонстрационный материал – игрушки. Их стараются подбирать наиболее приближенные к реальным предметам окружающей действительности. На занятия используются игрушки разной фактуры: резиновые, пластмассовые, мягкие, гладкие, шероховатые и др.

II. Дидактические игры.

«Чудесный мешочек», «Посчитай фасолинки», «Узнай на ощупь». Цель: развитие чувствительности и тактильно-кожного ощущения. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве, развивать зрительное восприятие.

«Мозаика», «Прищепки», «Золушка». Цель: развивать моторику пальцев рук. Коррекционные задачи: развивать тактильные ощущения, развивать и закреплять сенсорные представления, развивать ориентировку на микроплоскости.

«Шнуровка», «Собери бусы», «Пирамидка». Цель: развивать координацию рук. Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, развивать внимание и фиксацию взора, развивать ориентировку в пространстве и на микроплоскости.

«Соедини по точкам», «Обведи через кальку», Заштрихуй изображение», «Обведи по трафарету». Цель: развивать глазодвигательную функцию, соотнесенную с движением руки. Коррекционные задачи: развивать зрительное внимание, развивать мелкую моторику, развивать ориентировку в пространстве.

Развитие ориентировки в пространстве

Пространственные представления являются для детей сложным предметам. Поэтому очень важно начать обучение ориентировки в пространстве как можно раньше.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами) .

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося.

I. Демонстрационный материал – игрушки.

II. Дидактические игры.

«Мы роботы», «Делай как я», «Посмотри и повтори». Цель: научить соотносить свои движения с движениями другого. Коррекционные задачи: учить пространственные обозначения, учить ориентироваться относительно себя и другого, развивать внимание.

«Пройди по лабиринту», Найди путь к домику». Цель: научить ориентироваться на микроплоскости. Коррекционные задачи: развивать глазодвигательные мышцы, развивать координацию руки и глаза, развивать зрительное внимание.

«Что изменилось?», «Что где находится?», «Кто спрятался?», «Ближе – дальше», «Расставь игрушки». Цель: учить определять нахождение предмета в пространстве. Коррекционные задачи: учить ориентироваться в пространстве, развивать зрительную память, учить использовать в речи пространственные понятия (слева, справа, между, вверху, внизу и т. д.).

Публикации по теме:

Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Настольно-дидактические, развивающие игры для детей дошкольного возраста Игра – это творческая лаборатория, в которой перерабатываются пережитые ребенком впечатления. Л. С. Выготский Игра имеет большое значение.

Дидактические игры для работы с детьми с нарушениями зренияДидактические игры для работы с детьми с нарушениями зрения Игра "Логическое панно". Цель: Развитие мелкой моторики, навыков осязательного восприятия. Коррекционные задачи: 1. Развивать умение ориентироваться.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Конспект занятия учителя-дефектолога в средней группе для детей с нарушениями зрения «Птицы» Тип занятия: Формирование предметности восприятия. Дидактическая тема: «Птицы» Программное содержание: 1. Закрепить знания о внешнем.

Мастер-класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно — образовательном процессе» Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе» Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Тополек».

Развлечение «Лесные жители» для детей 6–7 лет с нарушениями зрения Развлечение построено с учетом принципов здоровьесбережения: соблюдения разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом. Умение.

Технология разработки тактильной книги для детей с нарушениями зрения По данным Всемирной организации здравоохранения в мире насчитывают 37 миллионов слепых людей и около 125 миллионов людей с плохим зрением.

Занятие по тифлографике для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения на тему «Овощи» Занятие по тифлографике (рисование) для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями зрения Тема: «Овощи» Задачи: Конкретизировать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 12 мая 2017 в 10:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающие дидактические игры для детей с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сапронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД