Гумерова Разиля
Развивающие игры Вячеслава Воскобовича «Готовимся к школе играючи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича :
Добрый день, уважаемые коллеги!
Работая каждый день с детьми, мы направляем свою деятельность на достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Напомню, что целевые ориентиры- это возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования, и они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Публикация «Развивающие игры Вячеслава Воскобовича „Готовимся к школе играючи“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
Коллеги, напомните, пожалуйста, какой ведущий вид деятельности у дошкольников? (Игра)
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно - задача достаточно сложная. На сегодняшний день существует множество развивающих игр. И вот среди многообразия игр я открыла для себя развивающие игры Вячеслава Воскобовича.
Тема моего мастер-класса: «Развивающие игры В. В. Воскобовича : готовимся к школе играючи».
Прежде чем перейти к мастер-классу попрошу вас ответить на вопрос: Какие проблемы, связанные с обучением, на ваш взгляд чаще всего встречаются у детей при поступлении в школу? :
(записать возможные ответы на доске)
1. Недостаточно развита мелкая моторика
2. Недостаточный словарный запас
3. Не развита фонетико-грамматическая сторона речи
4. Не развито произвольное внимание
5. Плохо ориентируются на тетрадном листе
Спасибо, уважаемые коллеги!
Итак, приступим непосредственно к мастер-классу и для участия в нём я приглашаю 4 человека.
Пока коллеги занимают свои места, разрешите, я продолжу.
Вячеслав Вадимович разработал достаточно большое количество игр, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.
Следует отметить, что в основу развивающих игр В. В. Воскобовича заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Оригинальность технологии в том, что автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку с незатейливым сюжетом и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи. В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Задания детям могут даваться персонажами (показать персонажей).
-Уважаемые коллеги, перед вами пособие, которое называется «КоврографЛарчик», он представляет собой игровое поле из ковролина с нанесённой сеткой; у вас на столах «МиниЛарчики». При помощи коврогрофа мы знакомим детей с клеткой, учимся видеть ее границы. Чтобы донести до детей, что коврографы отличаются только размером, я спрашиваю у них: что вы делаете, чтобы рассмотреть маленькое изображение на планшете или телефоне. Дети отвечают: увеличиваем это изображение на экране. Я объясняю, что на стене висит такой же коврограф, как у деток, просто увеличенный в размере.
К коврографу прилагаются дополнительные элементы, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся:
- разноцветные верёвочки, которыми можно обводить и соединять, выделять множества, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов; кружочки трех размеров и разных цветов; веселые гномики, которые выступают эталонами цвета Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи. Если раньше мы запоминали цвета радуги, проговаривая «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», то сейчас это может быть: «Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи».
Так же есть квадраты на липучках таких же цветов, как и гномики. Для того, чтобы научить детей ориентироваться на плоскости- предложены образные картинки ЛеВ, ЛаНь, ПаВлин, ПоНи.
Ну, что же, давайте поиграем!
Нужно проложить дорожку от домика Кохле к домику Зеле (Домик Кохле находится в левой верхней части, а домик Зеле находится в правой нижней части). Для обозначения домиков можно взять квадрат соответствующего цвета. Нужно скатать веревочку в клубочек так, чтобы торчал один кончик, взять клубок в правую руку и начинать крепить веревочку слева направо. На начальном этапе можно задать детям вопрос: Какая веревочка по длине, по цвету, на ощупь? (длинная, колючая, красная и т. д.)
Если вы видите, что ваши дети уже достаточно хорошо ориентируются на плоскости коврографа, можно проложить дорогу при помощи графического диктанта. В этом случае педагог должен сам расположить домики на коврографе до начала занятий и отметить начало пути и конечную точку кружочками. Обговариваем, что одна клетка-это один шаг. Возьмите, пожалуйста, веревочки в правую руку и начиная от домика Кохле слева направо прокладываем тропинку. Например: Кохле вышел из своего домика и сделал 2 шага (клетки) вправо, один шаг вниз, 1 шаг вправо и т. д. Важно, что ребенок всегда может исправить неточности на своем игровом поле, что создает дополнительную «ситуацию успеха» для ребенка.
Следует сказать, что на каждом занятии присутствуют герои.
Сегодня день рождения пчёлки Жужи. Друзья очень ждали этого дня и каждый подготовил подарок для Жужи. Медвежонок Мишик решил подарить ей бусы, так как знал, что Жужа очень любит украшения. Он взял веревочку синего цвета, прикрепил ее на желтую полосочку. Затем он взял большой красный круг, синий средний, желтый маленький и т. д
После выполнения детьми задания, следует уточнить у них: где находиться большой красный круг? (дети отвечают используя слова между, рядом, около и т. д) (активизируем в речи детей предлоги, какой кружок справа, слева, какой по счету синий кружок, сколько всего бусинок- кружочков использовал. Следует спросить у ребят: «Как вы думаете, какие слова произнес Мишик, поздравляя Жужу? Что ему ответила Пчелка?» Дети могут взять на себя роль персонажей и обыграть эту ситуацию.
Эти же кружочки можно использовать при решении арифметических задач, изучении состава числа из двух меньших.
(слайд)
При помощи этих же веревочек и кружочков дети рисуют. На слайде вы видите результаты детского творчества: новогодняя елочка и домик дружбы для слоников. Ребята обыгрывают свои рисунки и могут составлять по ним небольшие рассказы. Стоит сказать, что все игры предполагают оречевление действий, обращение к сказочным сюжетам.
Хочу отметить, что одна игра органично вплетается в другую. Например, на день рождения Пчелки Жужи можно подарить конфетку, сложенную из двухцветного Квадрата Воскобовича. (Слайд конфета)
Двухцветный квадрат Вскобовича представляет собой тканевую основу, на которую наклеены треугольники. Они зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Загибая правый и левый уголки на квадрат мы получаем конфету. Складывая квадрат, можно познакомить детей с геометрическими фигурами. Как вы думаете, с какими? (квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить понятия «стороны» и «углы».
Вернемся к игровой ситуации, когда мы прокладывали дорожку от одного домика к другому. Можно предложить детям выложить эти домики из двухцветного квадрата.
Прошу обратить внимание на экран (Слайд домик) Скажите, пожалуйста, сколько квадратов красного цвета вы здесь видите? (3)
В старшем дошкольном возрасте, когда дети знакомы с понятием «Условная мерка», достаточно хорошо овладели способами моделирования
из квадрата, можно давать задания посложнее. Один треугольник- это одна мера. Нужно сделать пятимерный маленький домик так, чтобы один треугольник был одного цвета, 4 треугольника-другого цвета.
Паучок Юк тоже пришел на день рождения Жужи принес свой подарок.
Хочу представить вашему вниманию еще одно пособие Геоконт. У меня это-Геоконт великан, перед вами- Геоконт малыш. Геоконт представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками» красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого цветов. И один черный гвоздик в центре. Каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, К-2 – красный «луч», второй «гвоздик»). В ходе игры на эти гвоздики натягиваются разноцветные резинки, кольцевые и с ушками.
Чтобы раскрыть секрет и узнать, что же подарил Паучок Жуже, нужно выполнить задание. Возьмите, пожалуйста, в руки кольцевую резинку. Натягиваем ее цепляя на четвертый синий гвоздик (отсчет начинается от центра, т. е. от черного гвоздика, оранжевый 4й, красный 3й, белый 4й и фиолетовый 3й.
Давайте посмотрим, что у вас получилось? (варианты ответов).
Каждый из вас увидел что-то свое, получились разные ответы, т. е. воображение работает по-разному.
При помощи Геоконта дети не только закрепляют цвета, цифры до 4, но и осваивают строение геометрических фигур, учатся строить их в зеркальном отражении, в игре развиваются конструктивные умения, умения наблюдать и сравнивать. Ребенок в занимательной форме учится работать на координатной сетке, параллельно развивается мелкая моторика рук.
Таким образом, вы увидели, уважаемые коллеги, в играх В. Воскобовича происходит интеграция всех образовательных областей.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны — предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Предлагаю снова обратиться к нашим записям.
Как вы считаете, коллеги, можно ли используя развивающие игры В. В. Воскобовича эффективно работать над решением данных проблем? (Да)
В окончании своего выступления мне бы хотелось пожелать всем вам, уважаемые коллеги, -постарайтесь находить время в своем плотном графике работы и чаще играйте со своими детьми в игры, которые создают ситуацию успеха для вашего ребенка. Ведь каждый ребенок – уникальная личность со своим неповторимым набором талантов, которые просто необходимо раскрыть.
А самое главное- любите и принимайте своих детей такими, какие они есть. Спасибо за внимание!