Светлана Викторовна
Развивающие игры В. В. Воскобовича в сфере познавательного дошкольного возраста как средство организации наставничества
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС и его ценностные установки дошкольного образования выводят на
передний план активность ребенка. Это способствует поиску возможностей
самовыражения и применения детьми имеющихся у них знаний, умений,
навыков, компетентностей. Исходя из опыта, мы можем с уверенностью ска-
зать, что компетентности формируются во взаимодействии со взрослыми и
другими детьми. Наставничество является одной из таких форм взаимодей-
ствия. Оно открывает новые возможности для развития инициативы и твор-
ческих способностей, а также позитивной социализации дошкольников.
Публикация «Развивающие игры В, В, Воскобовича в сфере познавательного дошкольного возраста как средство организации наставничества» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Наставничество. Работа наставника
- Темочки
Авторская методика В. В. Воскобовича универсальна для применения в различных областях образовательной деятельности, а также отличается высокой эффективностью и доступностью. Она легко и
быстро осваивается дошкольниками. В основе этой игровой технологии ле-
жат партнерские отношения между участниками, что позволяет создать осо-
бую доверительную атмосферу в коллективе.
Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, кото-
рая дает ему чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность
творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу. А принимая уча-
стие в деловой игре «Новости Фиолетового леса» у него формируется перво-
начальный опыт публичного выступления через наставничество, что повы-
шает мотивацию детей к познавательной деятельности, развитию творческих
способностей, созданию условий для проявления инициативы, активности.
При таком общении маленькие тянутся к старшим, при этом они имеют бо-
лее близкий и понятный образец для действия. Старшие лучше контролиру-
ют свое поведение и реализуют позицию «старшего», «большого», у них по-
является чувство ответственности и желание помогать младшим. Примене-
ние данной технологии осуществляется по следующему алгоритму:
I. Проведение подготовительной работы со старшими дошкольниками :
педагоги помогают дошкольникам, подобрать информацию интересную де-
тям младшего дошкольного возраста; выявить проблемы, которые необходи-
мо решить в данный момент в подшефной группе малышей, составить план
выступления с новостным материалом. А также воспитатель помогает подо-
брать героев, которые живут в Фиолетовом лесу и помогают наиболее ярко
оживить новостной репортаж. Запланировать сюжетную линию, ситуативное
общение героев, целевые ориентиры, возможные вопросы и ответы помогает
планшет «Паутинка идей Фиолетового леса». Это разв рнутый план работы,
своеобразная «Доска задач», адаптированная к данному дошкольному воз-
расту. Планируя новости на планшете, дети опираются на модель «Три во-
проса» : Что мы знаем? О ч м хотим рассказать? Кто из героев нам поможет в
этом? Дети старшего дошкольного возраста уже могут читать и поэтому
«картинку-паутинку» можно оформить в виде схематического изображения
героев, условных знаков с надписями.
II. Введение старших дошкольников в группу к малышам. Это своеоб-
разный ритуал, благодаря которому малышей можно ненавязчиво заинтере-
совать к общению с героями занимательного пособия В. В. Воскобовича. Пе-
ред тем, как прийти в группу к малышам, старшие дети присылают им руко-
творные постеры, на которых изображены те, о ком сегодня пойдет речь. Это
может быть и Незримка Всюсь, рассматривающий, что-то через увеличи-
тельное стекло, и ворон Метр, читающий какую-то книгу, попугай Беник,
стоящий перед светофором, в котором все сигналы одного цвета. Особое
правило у всех постеров – они должны быть поискового характера. Рассмот-
рев постер, у ребенка должен созреть вопрос: «А что сегодня интересного
произошло на полянке в Фиолетовом лесу?»
III. Совместные виды деятельности с детьми младшего возраста. В сюже-
ты сказок новостей вплетается цепочка заданий, вопросов, логических и ма-
тематических задач, упражнений. Очень удобно – старший ребенок рассказывает новости, малыши их слушают и по ходу сюжета вступают в диалог, отвечают на вопросы, выполняют задания, помогают своими советами героям.
Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными суще-
ствами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реаль-ность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи. Многие психо-
логи обращают внимание на то, что фиолетовый цвет это цвет творчества и
подч ркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать
и нестандартно мыслить.
Лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тай-
нами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут
звери и всяческие персонажи, которые вдохновляют детей на интересные ис-
тории. Необходимое условие для последних «новостей» просторов Фиолето-
вого леса это их сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и
дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. С их по-
мощью они представляют свой опыт малышам. Ведь сказки – это забавные и
приключенческие, фантастические и реальные игровые ситуации, интерес-
ные даже нам, взрослым.
Красоту водного мира показывают малышам Капитан Гусь и Лягушки
матросы и другие персонажи "Фиолетового леса". А еще с их помощью ребята рассказывают о цифрах: «Сколько ног у осьминога?», «Как лягушонок спас перегруженный кораблик».
Фиолетового леса» способствуют возникновению непринужденной, веселой,
интеллектуально-творческой атмосферы. Она рождается из ощущения внеш-
ней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрица-
тельной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности пут м под-
держки его творческих инициатив со стороны старших товарищей. Для
старших дошкольников данный опыт общения, способствует формированию
чувства ответственности, стимулирования и создания ситуации успеха, атмо-
сферы толерантности в детском коллективе, сопричастности к проблемам
младших детей. Эффективное сочетание технологии интенсивного развития
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные
лабиринты игры» В. В. Воскобовича и инновационной технологии социали-
зации «Дети-наставники», которая предполагает разновозрастное общение
между детьми, помощь старших дошкольников младшим способствует фор-
мированию у детей подготовительной к школе группы активной жизненной
позиции, умению ориентироваться в социуме, жить среди людей и по воз-
можности помогать им.