Ольга Тарасова
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ
Пояснительная записка
Часто в беседах мы привычно киваем головой, когда речь заходит
о том, что чей-то ребёнок может часами фантазировать, а другой –
не в состоянии сообразить, как можно одновременно увидеть два солнца.
И тут же звучит объяснение: "Одному дано, а другому – нет". Однако подавляющее большинство людей не сомневается, что способности можно развивать независимо от их исходного уровня.
Публикация «Развивающие игры с использованием приемов ТРИЗ» размещена в разделах
Различают исполнительские и творческие способности. Исполнительские способности – это способности, которые дают возможность и навыки, а творческие – позволяют расширить, углубить, заново переосмыслить имеющиеся знания.
Проблемой развития творческих способностей детей серьёзно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители.
Обозначились несколько путей решения этой проблемы. Одни специалисты подробно изучают структуры и качество творческого мышления и воображения. В последние годы выпускается довольно много детских книг, учебников, пособий с логическими заданиями по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми - лепят, рисуют, играют, прививая детям вкус
к творчеству.
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. Развитие творческого воображения и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение. Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ, утверждает, что творческое воображение развивать просто необходимо, особенно у детей. Дети всё равно сочиняют и выдумывают, так почему бы их не научить, как это делать?
Игра – эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей
с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества.
В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи.
Данный дидактический материал предлагает описание тризовских игр, которые можно включать в занятия или конкурсные программы. Игры разделены по блокам. Каждый блок преследует определенную цель. Педагог в своем занятии может использовать одну или несколько игр из определенного блока, в соответствии с целью занятия. Возраст обучающихся – от 7 до 10 лет.
Цель - использование дидактического пособия как средства формирования творческого мышления ребёнка.
Сборник игр
Цель: научить систематизировать и выделять существенные свойства предметов, делить объекты на группы по заданному основанию. Сформировать умение выбирать основание для классификации предметов
с противоположными свойствами по заданным признакам.
Игра "Аукцион".
Все обучающиеся стоят. Педагог показывает какой-либо предмет (книгу, цветок, игрушку, др.) и предлагает обучающимся по цепочке называть признаки, отвечая на вопросы какой, что делает?. Если обучающийся повторяет уже сказанное или затрудняется ответить,
он садится. В конце игры остается один обучающийся-победитель.
Игра "Цепочка".
(Проводится в кругу). Педагог бросает мяч и называет любое слово (существительное). Обучающийся возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему обучающемуся. И т. д.
Пример: Облако - белое – вата– мягкая – трава – гладкая – бумага – лёгкая – задача – длинная – верёвка – мокрая – земля – грязная – одежда – дорогая – ваза – стеклянная.
Игра "Поезд".
Обучающиеся называют любые слова. Педагог записывает 10-12 слов в строчку на доске. Это поезд, состоящий из слов-вагонов. Но вагоны должны быть хорошо сцеплены между собой: слова должны иметь сходство.
Задание: записать в тетради общие признаки каждой рядом стоящей пары.
Пример: На доске записаны слова: музыка – игра – лягушка – карандаш – и т. д. Признаки сходства: музыка и игра – их придумывают люди; игра и лягушка – бывают подвижными; лягушка и карандаш – бывают зелеными и т. д.
Цель: научить находить даже самые тонкие, невидимые связи, соединяющие далёкие на первый взгляд предметы и явления.
Игра "Паутинка".
Педагог называет два предмета (явления). Обучающиеся по-очереди объясняют, каким образом эти системы взаимосвязаны. Ответы могут быть в письменной форме.
Пример: Сено и авторучка
Варианты ответов:
а) ручка выпала и затерялась в сене;
б) новая игра: отыскать авторучку в стоге сена;
в) пейзаж со стогом сена, нарисованный авторучкой;
г) идею создания авторучки изобретателю подсказала соломинка
с водой внутри.
Игра "Четвертый лишний".
На доске – рисунки с изображением предметов. Нужно исключить лишнее и аргументировать, почему. (Например, изображены: яблоко, апельсин, банан, помидор. Классический вариант ответа: "Помидор – лишний. Это овощ, а все остальное фрукты).
Возможные основания для сравнения: цвет, стоимость, вкус, где растёт, количество букв в обозначенном слове и др.
Игра "Путаница".
Обучающиеся делятся на две группы. Одна группа записывает
на отдельных листочках имена существительные, другая глаголы. Затем педагог наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например, "стол летает", "мороженое танцует", "облако стреляет" и т. д.
Нужно:
а) попытаться объяснить последствия получившихся нелепиц;
б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии. Например, объяснить, как дождь может играть – стук капель напоминает игру на барабане, и можно сказать, что дождь играет.
Цель: развивать ассоциативное мышление, привить навыки выхода
за рамки привычных цепочек рассуждений, борьбы с психологической инерцией.
Игра "Теремок".
На что похож предмет? Дать как можно больше обоснованных ответов. Обычно задание такого типа используются для "приобретения билетов в сказочную страну" (или на машину времени, или в страны Загадок).
В теремке живет …. Показывается или называется предмет. Если вы хотите получить билет, нужно доказать, что один из имеющихся у вас предметов похож на хозяина теремка, и рассказать, чем он похож.
Например, в теремке поселился мел. Ответ: Лист бумаги на него похож тем, что тоже белый, ручка – тем, что пишет, пенал имеет такую же форму и т. д.
Игра "Отгадай-ка".
Обучающийся выходит из класса, коллективно загадывается какой-либо предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет задан.
Игра "Превращение".
Представить, что класс заколдовали и превратили, например, в (море, лес, город, стройка, театр и т. д.). Каждая группа получает название того,
во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.
Например: Дано – лес. Что есть в лесу (трава, деревья, звери, овраги, мох, гнезда птиц, норы животных). Перечисляется, что в классе похоже на перечисленные объекты.
Игры "Ассоциации" или ассоциативные цепочки.
а) Ассоциации по смежности.
Педагог называет предмет или явление, а обучающиеся приводят примеры непосредственно связанных с ним объектов:
в пространстве: глаз – очки, ресницы, брови; туча – молния, дождь.
во времени: утро – восход солнца, роса, подъем и т. д. ; болезнь – высокая температура, кашель, лекарство и т. д.
б) Ассоциации по подобию:
Мяч – солнце, мыльный пузырь, глобус, воздушный шар и т. д.
Море – пустыня, остров, государство.
Подобного цвета – зола, кот, ночь, ручка, волос.
Вызывающие такие же эмоции: радость – пятёрка, каникулы, подарки, праздник
Выполняющие подобную работу: утюг – ветер, расческа, бульдозер.
в) Ассоциации по контрасту (противоположные объекты)
экватор – северный полюс, высокая гора – морская впадина, пустыня – тайга.
Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные свойства) предмета, явления, их взаимосвязь.
Игра "Суд".
Обучающиеся делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо объектом (портфелем, конфетой, морозом и т. д.). Одна команда "прокуроров" указывает на отрицательные стороны объекта, а другая "адвокаты" - на положительные. Ответы оцениваются баллами
или фишками.
Игра "Спор".
Задается ситуация, в которой возник спор между сказочными персонажами о достоинствах чего- либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия.
Пример: Незнайка спорит со Знайкой, утверждая, что все тучи надо обстреливать специальными снарядами, т. к. от дождя только одни неприятности. Знайка утверждает, что дождь приносит пользу, поливая растительность.
Заключение
Игры, описанные в данной работе – лишь пример того, как можно
на основе некоторых приемов ТРИЗа использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного творческого мышления, научить детей приёмам прикладной диалектики.
Такой подход к обучению повышает интерес обучающихся, формирует творческие способности, рационализаторское мышление. уверенность в себе и в своих силах.
Список литературы
1. Альтшуллер Генрих. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач/ Г. Альтшуллер. - Москва: Книжный мир
2. Иванов Г. И. Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов (сборник)/ Г. И. Иванов. – Москва: ИГ "Весь",
3. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М. : Просвещение, 1990.