Кямиля Абушаева
Дидактические игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Предлагаю вам описание дидактических игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста (1,5 — 3 лет, изготовленных своими руками из доступных материалов. Данный материал будет полезен как воспитателям групп раннего возраста, так и родителям. Описания игр органично дополнены вариациями упражнений с ними.
Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, память, внимание.
Публикация «Дидактические игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Компоненты: пособие состоит из трех дощечек разного цвета размером 20-30 см. Дощечки скреплены между собой. Каждая сторона дощечки содержит методический материал на развитие сенсорных способностей, речи, памяти, внимания.
Время игры: 10 — 15 мин.
Количество участников: пособие предназначено для индивидуального обучения (1 ребёнок – 1 педагог).
Пособие рассчитано на детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно использовать как в образовательный учреждениях, так и в домашних условиях.
Варианты игры:
Дощечка №1
«Гвоздики – резиночки»
Задачи:
способствовать развитию речи детей через развитие мелкой моторики пальцев рук;
развивать у детей знание о цвете и форме геометрических фигур;
уметь соотносить резиночки и гвоздики по цвету;
формировать умение складывать различные геометрические фигуры при помощи резинок.
Ход игры:
1. Покажи гвоздики жёлтого цвета, зелёного, красного и т. д. Потрогай гвоздики. Какие они?
2. Покажи резиночку жёлтого цвета, зелёного, красного. Растяни резиночку, какая она?
3. Одень резиночку жёлтого цвета на гвоздики жёлтого цвета.
4. Натяни резиночку так, чтобы получился треугольник, квадрат.
5. Посмотри на дощечку, какая геометрическая фигура получилась? (квадрат, треугольник)
«Один – много», «Большой – маленький»
Задачи:
развивать умение различать и называть формы единственного и множественного числа существительных (один – много);
развивать у детей знание о цвете;
формировать умение различать предметы по величине (большой – маленький);
находить предметы по словесному указанию;
формировать умение находить сходства и различия между предметами по цвету.
Ход игры:
1. Покажи машину, ладошку, цветок и т. д.
2. Какого цвета ладошка, машина?
3. Покажи большую машину, маленькую.
4. Это большая машина – она одна, а это маленькая – их много. Сколько больших машин? Сколько маленьких?
5. Эта маленькая машина синего цвета, а эта маленькая машина синего цвета с белыми кружочками. Они разные. Эта маленькая и эта большая машина одинаковые по цвету, но разные по величине и т. д.
Покажи одинаковые машины по цвету, по величине.
Дощечка №2
«Соотнеси по цвету»
Задачи:
развивать речь;
формировать умение соотносить предметы по цвету;
развивать умение находить сходства и различия между предметами.
Ход игры:
1. Взрослый показывает на картинку: Это курочка, это цветок. Эта курочка жёлтого цвета, а этот цветок жёлтого цвета. Посади курочку жёлтого цвета на цветок жёлтого цвета.
2. Какой курочке не досталось цветка? Какого цвета эта курочка? В игре есть цветок такого цвета?
«Найди лишний»
Задачи:
Развивать умение находить сходство и различия между предметами (цвет, величина, количество).
Ход игры:
1. Покажи большие цветы. Какого они цвета? (Розовые, а один жёлтый). Сколько розовых цветов? (Много) Сколько жёлтых? (Один) Какой цветок лишний? (Жёлтый) Почему? (Потому что все розовые, а один жёлтый)
2. Покажи жучков. Какого они цвета? (Все жёлтые, а один фиолетовый.) Какой жучок лишний? Почему? (Потому что все жёлтые, а один фиолетовый).
3. Покажи все розовые цветы. Покажи все жёлтые цветы. Сколько розовых цветов? (Много) Сколько желтых цветов? (Один) и т. д.
Дощечка №3
«Цвет и форма»
Задачи:
развивать умение называть и различать предметы по цвету и форме;
побуждать включать движение рук по предмету;
развивать сенсорные способности ребёнка;
развивать тактильные ощущения.
Ход игры:
1. Это круг, квадрат и т. д. (знакомство с геометрическими фигурами). Покажи квадрат, круг. Какого он цвета?
2. Потрогай фигуры. Какие они на ощупь? Чем отличаются?
3. Закрой глаза и на ощупь определи и назови форму геометрической фигуры.
Методические рекомендации: После каждой игры необходимо похвалить ребёнка, даже если он не совсем правильно справился с заданием. Детям раннего и младшего дошкольного возраста это просто необходимо. Похвала стимулирует ребёнка к дальнейшим действиям. Рекомендуем набраться терпения. Дерзайте, и всё получится!