Пономарёва Ксения
Развивающие игры для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Найди отличия
Количество играющих: 2, 4 или 6 человек.
Игроки становятся в пары. Дайте каждому игроку возможность внимательно рассмотреть своего партнера.
Затем оба игрока поворачиваются спиной друг к другу и вносят в свою внешность несколько незначительных изменений: ь прическе, в выражении лица, в одежде, в чем-нибудь таком, что можно увидеть.
Когда все готово, они снова поворачиваются лицом друг к другу и пытаются найти отличия.
Повторите игру несколько раз, меняя партнеров и увеличивая количество отличий.
Поём вместе
Количество играющих: 1-4 человека.
Темочки:
Ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню, например: «Я на солнышке лежу.».
При этом песня исполняется вслух, когда ведущий хлопает один раз. Если ведущий хлопает дважды, дети продолжают петь песню, но про себя, на один хлопок — опять вслух и т. д.
Одеяло
Количество играющих: 6-8 человек.
Инвентарь: два стула, покрывало.
Игроки делятся на две команды. Команды садятся друг против друга; между ними вешается покрывало в виде занавеса.
Игроки одной команды не должны видеть игроков другой команды.
Каждая команда по секрету от другой выбирает игрока, который садится ближе всех к покрывалу, лицом к нему.
На счет «три» покрывало падает. Игроки, сидящие у покрывала, должны громко назвать имена друг друга (наблюдающие за ними товарищи по команде не должны им помогать).
Тот, кто назовет первым, — выигрывает и ведет соперника на свою сторону.
Выигрывает та команда, которая набрала больше игроков к концу игры.
Съедобное и несъедобное
Количество играющих: 1—6 человек.
Инвентарь: мяч.
Дети садятся в ряд. Ведущий называет какое-нибудь слово и бросает мяч одному из детей.
Если назван съедобный предмет, ребенку следует поймать мяч. Если же нет, то отбить его.
Слышать шум
Количество играющих: 3 — 6 человек.
В этой игре дети учатся слушать сразу несколько говорящих. Сначала двое (две группы) играющих говорят одновременно два разных слова.
Выбранный ребенок должен угадать эти слова. Затем количество произносимых слов увеличивается.
Волшебное слово
Количество играющих: 1—6 человек.
Ведущий показывает различные движения и обращается к играющим со словами: «Поднимите руки, сядьте, встаньте, поднимитесь на носочки, шагайте на месте» и т. д.
Играющие повторяют движения лишь в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста».
Кто ошибется, выходит из игры, а потом выполняет какое-либо задание (поет, читает стихи).
Снежный ком
Количество играющих: 6-10 человек.
Игроки встают в круг. Первый игрок называет свое имя.
Игрок, стоящий справа от него, называет имя первого игрока и добавляет к нему свое.
Игра продолжается от игрока к игроку до тех пор, пока последний участник не перечислит имена всей группы.
Будь внимателен
Количество играющих: 1—6 человек.
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» — стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» — остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите детей идти по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
Можно расширить набор команд по усмотрению взрослого.
Чего не хватает?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: несколько игрушек.
Поставьте перед ребенком на одну минуту несколько игрушек, лучше немного, 4-5.
Попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.
Когда ребенок повернется, спросите его, какой не хватает.
Найди игрушку
Попросите ребенка найти игрушку по вашему описанию. При этом, описывая предмет, не называйте его. Например: «Принеси мне нечто круглое, резиновое, синего цвета, то, что прыгает, если это ударить рукой» (мяч).
Поющие животные
Количество играющих: 2-6 человек.
Играющим предлагается представить себя животными, любящими петь.
Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать и т. д.) какую-нибудь песню, например, «В лесу родилась елочка», а остальные — угадать ее.
Повтори картинку
Инвентарь: бумага, ручки или карандаши.
На листе бумаги нарисуйте какую-нибудь простую картинку. Например, геометрическую фигуру, одну или две.
Покажите ребенку ваш рисунок в течение 2-3 секунд. Уберите рисунок.
Попросите ребенка нарисовать увиденное.
Земля, вода, огонь, воздух
Количество играющих: 1-6 человек.
Играющие садятся в круг. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, а слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
Пантомима
Количество играющих: 1—4 человека.
Попросите детей изобразить мимикой и жестами некоторые ситуации. Например:
показать, что на улице холодно;
вдеть нитку в иголку;
постучать в дверь;
расчесаться.
Можно изобразить походку разных людей. Например:
манекенщицы;
старика;
спешащего человека;
балерины;
человека, который несет тяжелые сумки;
и многое другое.
Можно попросить ребенка самому выбрать какую-либо ситуацию и изобразить ее, а других — попробовать отгадать, что это за ситуация.
Стоп, хоп, раз
Количество играющих: 1-6 человек.
Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.
При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.
Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Чей ботинок?
Количество играющих: от 3 человек.
Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.
Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает у голящего: «Чей ботинок?».
Голящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.
Ребенок, у которого оказалась пара одинаковых туфель, голит следующим, предыдущий голящий может быть ведущим.
Сыщик
Количество играющих: 1-8 человек.
Попросите трех или четырех детей выйти вперед. Сообщите остальным детям, что среди тех, кто стоит перед ними, есть загадочная личность, которую надо «вычислить». Давайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые помогут им догадаться, кто же именно эта загадочная личность.
Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и т. д.
Если ни одна из этих подсказок не поможет детям, они могут использовать следующий прием: попросить всех, кто не удовлетворяет определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная личность носит коричневую обувь, то каждый стоящий ребенок, который не обут в коричневую обувь, должен сесть.
По мере того, как у детей развивается наблюдательность, увеличивайте численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.