Олеся Чувашлева
Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для сенсорного развития детей
третьего года жизни
Чувашлева Олеся Владимировна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 156» (г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Маленький ребенок познает окружающий мир через
ощущения, т. е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта
и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно на-
капливает и расширяет свои представления о различных
свойствах предметов: их цвете и форме, величине и стро-
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2015
ении, об их положении в пространстве и пропорциях, за-
пахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.
При этом совершенствуются все виды восприятия,
улучшается деятельность органов чувств и происходит
накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем
поможет усвоению и использованию сенсорных эта-
лонов. Всё вышеперечисленное способствует умствен-
ному развитию ребенка.
Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, раз-
личает некоторые формы и величины. Но пока в первую
очередь он воспринимает самый главный признак пред-
мета. Так, например, ребенок замечает, что мяч кру-
глый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не
может ещё уяснить, что все мячи — круглые [1].
Проводя занятия по сенсорному развитию малышей,
советую прибегнуть к ряду рекомендаций:
——Обращайте внимание ребенка на цвет предметов
(красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый,
оранжевый, фиолетовый, коричневый).
——Предлагайте задания на различение формы пред-
метов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоу-
гольник. Начинайте знакомить малыша с объемными
геометрическими телами и их упрощенными назва-
ниями: кубик, шар, кирпичик.
——Наряду с известными понятиями о величине —
«большой», «маленький» — введите новое —
«средний».
——Привлекайте ребенка к формированию и различию
групп однородных предметов: один, мало, много.
—— Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками:
произведениями классической музыки, звучаниями
музыкальных инструментов и т. п.
——В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка
воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.
—— Подбирайте специальные дидактические игры
с предметами, в ходе которых ребенок в игровой
форме будет знакомиться со свойствами пред-
метов.
——Не требуйте от ребенка обязательного запоминания
и употребления слов, обозначающих свойства пред-
метов. Главное, чтобы он умел различать эти свой-
ства в ходе практической деятельности.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его
успешного осуществления различных видов деятель-
ности, формирования различных способностей. Поэ-
тому сенсорное воспитание должно планомерно и систе-
матически включаться во все моменты жизни ребенка.
[2]
Предлагаю вашему вниманию несколько дидакти-
ческих игр которые, на мой взгляд, помогут вашем ма-
лышам без особых усилий и в игровой форме освоить
«сенсорные эталоны»
Игра «Овощной магазин».
Дидактическая задача. Расширять представления
о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения
предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, пра-
вильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке то-
вара, не сердить директора ежика.
Ход игры.
Воспитатель приглашает детей в новый овощной ма-
газин. На прилавке много товара: свекла, картошка,
морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в ма-
газине продавцами. Директор магазина ежик пригла-
шает продавцов и дает им задание: разложить по кор-
зинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить:
отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети
ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить
овощи с овощной базы на машинах по детским садам,
магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упа-
ковывать овощи большей и меньшей величины).
Рис. 1. Корзина с овощами
Воспитание и развитие
29
Игра «Строим дом».
Дидактическая задача. Развивать представления
детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Построить домики для собачки
и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал,
который понравится собачке и кошке.
Ход игры.
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку
(игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить
домики, и предлагает помощь в строительстве: «Со-
бачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков.
Надо ехать в магазин строительных материалов. В мага-
зине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков,
кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут,
потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из ку-
биков — кошке.
Дети строят домики самостоятельно. Показывают
собачке и кошке их домики. Животные радуются и ве-
село пляшут.
Вариант игры. Можно предложить детям строить до-
мики из кубиков разного цвета: собачке — из красных,
кошке — из синих.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы».
Дидактическая задача. Развивать представления
детей о форме, величине, цвете.
Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.
Игровое правило. Правильно отобрать коврики и по-
грузить на машины соответствующих цветов.
Ход игры.
Воспитатель приносит два домика и говорит детям,
что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери де-
лают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили
постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зве-
рятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики,
похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики:
зеленые и красные (пластины из строительного набора
или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать
коврики и погрузить их на машину, для лисы — красные
кружки, для зайца — зеленые.
Вариант игры. Предложить детям отобрать ков-
рики большие и маленькие одного цвета; разных цветов,
разных форм одного цвета.
Игра «Большие и маленькие мячики».
Дидактическая задача. Учить различать цвет и вели-
чину (большой — маленький); развивать чувство ритма;
ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по
цвету и величине.
Ход игры.
Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов
(синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины
(большие и маленькие). Показывает, как они ритмично
подпрыгивают, и приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и ма-
ленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для
себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет пои-
грать с мячом». Предлагает детям подобрать куклам
мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой
кукле — большой мячик, маленькой кукле — ма-
ленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч
желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится:
ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Вос-
питатель предлагает ребятам успокоить кукол: подо-
брать им нужные мячи.
Также можно использовать следующие дидактиче-
ские игры : «Подбери петушку перышки», «Подбери
попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Со-
бери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие
другие игры.