Получи документы

Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»

Олеся Чувашлева
Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры для сенсорного развития детей

третьего года жизни

Чувашлева Олеся Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 156» (г. Новокузнецк, Кемеровская область)

Маленький ребенок познает окружающий мир через

ощущения, т. е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта

и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно на-

капливает и расширяет свои представления о различных

свойствах предметов: их цвете и форме, величине и стро-

Публикация «Вопросы дошкольной педагогики „Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни“» размещена в разделах

ении, об их положении в пространстве и пропорциях, за-

пахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия,

улучшается деятельность органов чувств и происходит

накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем

поможет усвоению и использованию сенсорных эта-

лонов. Всё вышеперечисленное способствует умствен-

ному развитию ребенка.

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, раз-

личает некоторые формы и величины. Но пока в первую

очередь он воспринимает самый главный признак пред-

мета. Так, например, ребенок замечает, что мяч кру-

глый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не

может ещё уяснить, что все мячи — круглые [1].

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей,

советую прибегнуть к ряду рекомендаций:

——Обращайте внимание ребенка на цвет предметов

(красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый,

оранжевый, фиолетовый, коричневый).

——Предлагайте задания на различение формы пред-

метов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоу-

гольник. Начинайте знакомить малыша с объемными

геометрическими телами и их упрощенными назва-

ниями: кубик, шар, кирпичик.

——Наряду с известными понятиями о величине —

«большой», «маленький» — введите новое —

«средний».

——Привлекайте ребенка к формированию и различию

групп однородных предметов: один, мало, много.

—— Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками:

произведениями классической музыки, звучаниями

музыкальных инструментов и т. п.

——В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка

воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.

—— Подбирайте специальные дидактические игры

с предметами, в ходе которых ребенок в игровой

форме будет знакомиться со свойствами пред-

метов.

——Не требуйте от ребенка обязательного запоминания

и употребления слов, обозначающих свойства пред-

метов. Главное, чтобы он умел различать эти свой-

ства в ходе практической деятельности.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его

успешного осуществления различных видов деятель-

ности, формирования различных способностей. Поэ-

тому сенсорное воспитание должно планомерно и систе-

матически включаться во все моменты жизни ребенка.

[2]

Предлагаю вашему вниманию несколько дидакти-

ческих игр которые, на мой взгляд, помогут вашем ма-

лышам без особых усилий и в игровой форме освоить

«сенсорные эталоны»

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления

о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения

предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, пра-

вильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке то-

вара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной ма-

газин. На прилавке много товара: свекла, картошка,

морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в ма-

газине продавцами. Директор магазина ежик пригла-

шает продавцов и дает им задание: разложить по кор-

зинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить:

отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети

ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить

овощи с овощной базы на машинах по детским садам,

магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упа-

ковывать овощи большей и меньшей величины).

Рис. 1. Корзина с овощами

Воспитание и развитие

29

Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления

детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки

и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал,

который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку

(игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить

домики, и предлагает помощь в строительстве: «Со-

бачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков.

Надо ехать в магазин строительных материалов. В мага-

зине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков,

кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут,

потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из ку-

биков — кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают

собачке и кошке их домики. Животные радуются и ве-

село пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить до-

мики из кубиков разного цвета: собачке — из красных,

кошке — из синих.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы».

Дидактическая задача. Развивать представления

детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.

Игровое правило. Правильно отобрать коврики и по-

грузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры.

Воспитатель приносит два домика и говорит детям,

что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери де-

лают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили

постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зве-

рятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики,

похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики:

зеленые и красные (пластины из строительного набора

или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать

коврики и погрузить их на машину, для лисы — красные

кружки, для зайца — зеленые.

Вариант игры. Предложить детям отобрать ков-

рики большие и маленькие одного цвета; разных цветов,

разных форм одного цвета.

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и вели-

чину (большой — маленький); развивать чувство ритма;

ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по

цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов

(синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины

(большие и маленькие). Показывает, как они ритмично

подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы — большую и ма-

ленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для

себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет пои-

грать с мячом». Предлагает детям подобрать куклам

мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой

кукле — большой мячик, маленькой кукле — ма-

ленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч

желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится:

ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Вос-

питатель предлагает ребятам успокоить кукол: подо-

брать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактиче-

ские игры : «Подбери петушку перышки», «Подбери

попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Со-

бери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие

другие игры.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Поделки к Международному женскому Дню 8 марта!Поделки к Международному женскому Дню 8 марта! Название работы: Мамина любимая Кошечка Куратор: Князькина Елена Владимировна Ребенок: Румянцева Злата Возраст: 4,5 года Название работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»
Опубликовано: 30 марта 2015 в 15:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы дошкольной педагогики «Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Чувашлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД