Елена Геннадьевна Вакуленко
Развивающее пространство средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Развивающее пространство средней группы» размещена в разделах
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Под развивающей предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Цель оформления развивающей предметно-пространственной среды : создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Игрушки, игровые материалы, игровые пособия являются главной средой, позволяющей осуществлять самые разные детские деятельности. Это прежде всего игра. Это и сюжетно-ролевые игры, и режиссерские, игры драматизации, игры с правилами и многие другие. Каждая из этих видов игр предполагает фиксированный набор игровых материалов. Например, для сюжетно-ролевой игры необходимы атрибуты роли (повязочки, халатики, фартучки, головные уборы, которые соответствуют той или иной роли. Материал очень необходим, полезен, недорогой и помогающий ребенку перевоплотиться. Задача воспитателя подбирать качественный материал и делать его удобным для использования.
Еще одним важным видом детской деятельности является продуктивная деятельность. Это конструирование, составные картинки (пазлы, картинки на кубиках, разрезные картинки, мозайки, настольные игры, наборы для детского творчества. Все это должно быть в определенном количестве и качестве в игровом пространстве.
Еще одной важной формой детской деятельности является познавательно-исследовательская деятельность, которая не сводится к учебной. Это экспериментирование, но не экспериментирование с пробирками, с микроскопом и лупой, а просто пробы ребенка с разными рода игрушками. Есть класс игрушек, называемый динамическими игрушками, которые демонстрируют ребенку законы движения (скатывающиеся шарики, кувыркунчики, верхолазы и др.). Они чрезвычайно полезны для познания окружающего мира, моторного развития, настойчивости (например, нужно быть настойчивым, чтобы научиться управлять верхолазом).
Игрушки должны быть достаточны, а не избыточны. Они должны иметь определенный развивающий потенциал. Важная часть в оценке материала - это его положение в предметно-пространственной среде. Есть игрушки, которые должны быть в открытом доступе, а есть те игрушки, которыми можно пользоваться в присутствии воспитателя, например, в каких-либо режимных моментах или в ОД.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Воспитатель должен обеспечивать социальную среду пространства. Обстановка пространства может способствовать определенным формам общения, а может препятствовать им. Это касается как общения ребенка с воспитателем, так и общения со сверстниками. Например, если у воспитателя есть в группе стол, за которым он может сидеть, то наличие этого стола отдаляет ребенка от взрослого, что крайне нежелательно. Для детей желательно, чтобы было общее пространство, где дети могли бы играть в подвижные и хороводные игры. И желательно, чтобы были уголки уединения, чтобы ребенок мог побыть один или с двумя-тремя детьми. Гибкость пространства способствует или препятствует определенным формам общения детей.
Пространство должно быть распределено на зоны (области, центры, где реализуется та или иная форма детской активности. Важно, чтобы зонирование не было жестким и определенным. Помещение всегда ограничено, а формы детской активности многообразны и разнообразны, поэтому помещение должно быть гибким, лабильным. Например, прикручивание столиков для кукол ограничивает вариативность детской жизни и делает среду жесткой, неподвижной (столик не убрать, не передвинуть, все дано как есть). Это не способствует ни игре, ни творческой активности детей.
Важным показателем организации пространства является как раз гибкость, вариативность, возможность перестроить, придумать что-то новое. Использование элементарных вещей позволяет варьировать пространство. Например, если накрыть стол куском ткани (отрезом материала) можно сделать из стола шатер или дом. Или просто бросить на пол и это будет река или лес. Такого рода простые материалы могут разнообразить пространство. Хороши также ширмы для игр или уединения. Такие атрибуты позволяют перегораживать пространство, менять его.
Пространство должно быть уютным и комфортным, безопасным, соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным. Необходимо, чтобы в группе были фотографии детей и вещи, связанные с реальным опытом жизни детей.
Приступая к оформлению групповых помещений, мы упорядочиваем предметно-развивающую среду и учитываем :
- возрастные особенности детей,
- социально-психологические особенности детей,
- поло-ролевые особенности детей данного возраста,
- интересы, потребности детей данной группы.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также уровень эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем необходимо руководствоваться в своей профессиональной деятельности.