Мария Рябова
Проект «Таинственное пространство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Сенсорная комната: таинственное пространство»
Ф. И. О. : Рябова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Наименование учреждения: ГКОУ «Таремский детский дом»
Адрес: Нижегородская область, Павловский район, с. Таремское,
ул. Школьная, д. 19 Б, тел. (831 71)7- 03-82
e-mail :tar19b1@yandex.ru
2018
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,
- это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки…»
Альберт Эйнштейн
«Мир входит в сознание человека лишь через
Публикация «Проект „Таинственное пространство“» размещена в разделах
дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания».
Тьерри Вильям Прейер
Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Проект : «Таинственное пространство»
Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.
Задачи:
1) Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
2) Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
3) Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
4) Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
5) Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.
Краткое описание проекта.
Проблемы:
• Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
• К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
• Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
• Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребё нка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.
Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:
доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками
условия проживания – максимально приближенные к домашним
спокойная, доброжелательная обстановка
в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»
особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.
Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.
Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.
Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.
Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.
Оборудование
№ Наименование оборудования Описание оборудования, эффект использования Цена*
1 Пуфик-кресло с гранулами -удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
2 Маты напольные
-маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности.
3 Детская сенсорная дорожка -дорожка из ковролина, к поверхности которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба по «кочкам-мешочкам» и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста. Сенсорная дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие сенсорной дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, например, при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», изменяя их цвет. Такой светоэффект требует определенных изменений и в пространственной ориентировке во время ходьбы по сенсорной дорожке. Не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках
4 Сухой душ -разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке.
5 Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. -в прозрачной колонне высотой 150 см, 10 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
6 Детское игровое панно «Звездное небо» -панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды, для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.
7 Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) -вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.
8 Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» -россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.
11 Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации -техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты.
12 Фонтан водный настольный -источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева.
*цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен
Этапы и механизмы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.
Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.
Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.
2 этап. Основной
Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.
Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.
Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.
3 этап. Итоговый
Оформление сенсорной комнаты.
План реализации проекта
Что делать Временные затраты Кто делает
1. Проведение диагностического исследования психоэмоционального состояния по методикам:
“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);
метод наблюдения.
2. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
3. Поиск и анализ информации «копилка сенсорных комнат».
4. Подбор оборудования темной сенсорной комнаты. В течение нахождения в детском доме
36 часов
(3 смены)
12 часов
12 часов
Психолог Воспитатель
Воспитанники
Воспитатель
1. Определение помещения для оборудования ее под темную сенсорную комнату.
2. Подготовка помещения:
демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.
3. Изучение рынка цен «Оборудование сенсорной комнаты».
4. Закупка необходимого материала/оборудования 1 час
48 часов
12 часов
12часов
Администрация (директор)
Воспитанники
Воспитатели
Швея
Рабочий по КОЗиС
Воспитанники
Воспитатели
Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры
1. Установка/монтаж оборудования темной сенсорной комнаты.
2. Открытие и презентация «Сенсорная комната: таинственное пространство». 8 часов
1 час Рабочий по КОЗиС
Воспитанники и сотрудники детского дома
Гости
Описание количественных и качественных ресурсов
Имеющиеся ресурсы:
человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.
Необходимые ресурсы:
финансовые:
№ Материал Количество Цена *
1 Ткань на шторы 6 метров
3 Обои 12 кв. м.
4 Клей (обойный) 2 уп.
5 Нитки 1 шт.
7 Крючки для штор 20 шт.
8 Карниз для штор 1 шт.
9 Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см. выше)
*цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен
Перспектива развития проекта
В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»
• Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.
• Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;
• Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками детского дома;
• Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.