Надежда Тютюнникова
Развивающее панно «На полянке»
Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно из фетра и ткани
«На полянке»
[/b]
Дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно из фетра и ткани «На полянке».
В наше время, по мнению психологов, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же для этих занятий существует бытовая техника. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - рук, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.
Публикация «Развивающее панно „На полянке“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев, что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
В своей работе с детьми всегда старалась разнообразить образовательную среду разными дидактическими пособиями, которые делала своими руками - это: ЛЭП буки, игры на липучках, различные фетровые книги, разные сортеры и другие развивающие игры. Систематическое использование различных методов, приемов и форм работы с детьми дает свои результаты. У детей запуск речи происходит намного раньше, словарный запас намного шире, развито логическое мышления. В этом году я набрала группу деток раннего возраста. Чтоб моим деткам было интересно заниматься я решила разбавить нашу образовательную среду сделав многофункционально дидактическое пособие, тактильно-сенсорное панно, которое будет помогать развивать моих малышей.
Для начала я сделала эскиз, подготовила все необходимые материалы это: фетр, бусины, разные виды ткани, шнуровки, тесемки, прищепки, молнии, пуговицы, мех, пробковые крышки, липучки, крючки. Детали пришивала на швейной машинке и вручную. Старалась все пришить тщательно, чтоб было безопасно, а также прослужило долго.
Панно «На полянке» представляет собой полянку, на которой изображены несколько сюжетов.
1. Речка, в которой плавают рыбки: большие и маленькие, у самой большой рыбки чешуя из паеток, которым можно менять направление. Некоторые из рыбок передвигаются либо по шнурку либо под сеткой, также под сеткой находятся бусины, которыми можно «покормить» рыбок. Около реки сидит лягушка, которая ловит мух сидящих на камыше своим язычком, на язычке и на мухах пришиты липучки, рот лягушки- это молния – застежка (можно расстегивать - застёгивать, камыши сделаны из меха, мушки соединены с панно при помощи тонких шнурков.
2. Небо, на котором изображены облака: первое облако сделано из пуговиц, а также бусин на веревочках, за которые можно подергать, второе облако сделано из бархата, третье облако из целлюлозной губки, а капельки из фетра крепятся липучками.
3. Солнышко и радуга. Полоски радуги из фетра и бархата, голубая и синяя полоски из молнии – застежки. Солнышко сшито из фетра, оно при нажатии шуршит, так как внутри вшит шуршащий пакет. Лучики солнца из атласных и репсовых лент\, а также из мягких помпонов- тесемки. Ручки у солнышка крепятся на резинке, на которой есть бусинки, на ручках пришиты липучки, с помощью которых можно закрыть солнышку глазки.
4. Мини лесок. Под солнышком находятся несколько деревьев это: дуб, яблоня и ель. На каждом дереве находятся соответствующие плоды: на ели – шишки, на дубе – жёлуди, на яблоне яблоки. Шишки крепятся при помощи липучки, желуди при помощи крючка, яблоки крепятся на пуговицу. Все плоды сшиты в ручную из фетра. Также на дубе под листочком спряталась сова (деревянная пуговичка). Под деревьями еще и растут грибочки, которые крепятся на липучке или с помощью крючка.
5. Дупло. В котором живет белка и делает свои запасы. Дупло сделано в виде кармашка и дверца, которое закрывается при помощи большой пуговицы и петельки из резинки-шнурка.
6. Ёжик под кустом. Здесь спрятался ёжик за кустом малины. Ёжик делает свои запасы на свои колючки с помощью пуговиц, петелек и липучек. Сам ёжик как игрушка анти стресс, набит крупными бусинами, с одной стороны он серенький с другой коричневый. Ёжика можно использовать отдельно на занятиях и в игре, как игрушку помощника. На кусту ягода малина, которая крепится на липучке. Под кустом в травке спряталась гусеница из бусин, которая передвигается по круглому шнурку преодолевая препятствия в виде травки из атласных лент. Также на травке мы видим листочек, который крепится при помощи пуговицы. Рядом на травке расположился зайчик, также является отдельным модулем, который крепится на липучке.
7. Медведь и его берлога. На углу панно расположилось уютная берлога, в которой живет медведь. Медведь сшит из ферта, а наполнен крупой. Он может также как и ёжик стать игрушкой помощником. Делает медведь запасы на зиму в чудесный мешочек, который открывается и закрывается и крепится на липучке, во внешнюю сторону мешочка вшит кармашек с бусинами изготовленный и пленки для ламинирования, кармашек полностью зашит. Спит медведь в кроватке, по одеяльцем, которое можно отогнуть, на подушке.
8. Бабочки и цветы. На полянке над речкой расположились цветочки с бабочками, каждая бабочка должна соответствовать своему цветку. Цветочки закрепляются на панно при помощи пуговиц, а бабочки к цветочкам крепятся прищепками, которые я приклеила с помощью термо-пистолета. Детки будут развивать мелкую моторику рук нажав на прищепку и закрепив бабочку на цветок. Между цветов пришиты резиночки по которым передвигаются бабочки бусинки, они намного меньше бабочек на прищепках.
9. Палатка. Палатка сшита из фетра, открывается и закрывается при помощи бегунка на молнии. В палатке есть кармашек. На фото показана девочка, но героев можно брать каких угодно небольшого размера и придумывать сюжет. Около палатки находится костер, также выполнен из фетра. А также недалеко возле палатки расположилась ель, а на ели спряталась сова (бусинка, которую можно передвигать ввех и вниз.
10. Мостик. Его я сделала из пробковых крышек, разрезая пополам и в ручную пришила к панно. На этом фото еще хорошо вино рыбку передвигающуюся по шнурку.
Данное дидактическое пособие будет интересно детям дошкольного возраста, начиная с группы раннего возраста.
Пособие направлено:
- на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность;
- развитие познавательного интереса, речи;
- сенсорное развитие;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
- различать правую и левую руки;
- составлять группу предметов и выделять из нее один предмет;
- учить различать понятия много и один;
Пособие многофункционально. Может быть гибко использовано в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления; возможно применение в совместной деятельности. Пригодно к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициирует совместные действия.
Пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значения. Его можно использовать во всех образовательных областях:
- экологическое воспитание. Учит деток находить ответы на вопросы: кто живет в лесу?; чем питается?; кто делает запасы на зиму?; кто живет в реке?; и др.
- речевое развитие : педагог В. А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев», а так как ребенок будет выполнять множество манипуляций пальчиками, развивается мелкая моторика рук и напрямую развитие речи.
Также развитие речи происходит, когда при помощи героев нашего панно можно воспроизводить стихи, потешки, песенки и даже сказки.
- формирование элементарным математических представлений: дети учатся отвечать на такие вопросы как: сколько? (много-мало, (больше-меньше, какой? (большой - маленький, высокое - низкое, где? (над, под, около, в, на, за).
Методика использования пособия
1. Пособие демонстрируется детям.
2. Им даются задания или ставятся задачи.
3. Пособие используется не только на занятиях, оно предлагается для самостоятельной деятельности.
Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия:
• Найди такой же
• Больше – меньше
• Сколько?
• Назови цвет
• Подбери по цвету
• Подбери соответствующий плод и др.
Для меня было важно сделать такое развивающее панно, которое помогало мне развивать моих малышей всесторонне. И думаю у меня получилось!
Автор
Воспитатель
Группы раннего возраста «Ягодка»
Тютюнникова Н. В.