Лариса Муллер
Развивающая среда во второй младшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная среда-совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-образовательная среда-часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развитии детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Публикация «Развивающая среда во второй младшей группе,» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; возможность двигательной активности детей; возможность для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создавая развивающую предметно-развивающую среду в группе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы, учитывали все необходимые принципы активности, стабильности, комплексирования.
Так как дети у нас маленькие, мы старались создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. В соответствии с образовательными областями мы создали предметно-развивающую среду в группе по различным видам деятельности. Мы поделили группу на центры.
Экологический центр.
В нем располагается природный уголок. В этом центре находятся растения: мы проводим наблюдения и учим правильно ухаживать за растениями. Для этого у нас приобретено оборудование (ведерки, тряпочки, леечки, пульвизаторы). Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, мы создали маленькую лабораторию для проведения опытнической работы с водой, песком. Мы вместе с детьми определяем свойства воды и песка: предлагаем игры «Цветная водичка», «Волшебный песок» и др. Для экспериментируемой деятельности было приобретено оборудование (ведерки, формочки, совочки, лодочки, камешки, игрушки-рыбки, лягушки, уточки). Экспериментирование помогает нам обогатить память детей, активизировать мысленные процессы, развивать творческие способности, формировать трудовые навыки. Всю работу стараемся строить в познавательно-игровой форме, чтобы дети могли увидеть результат, проявить самостоятельность и творчество. Здесь мы также знакомим детей с доступными явлениями природы, они узнают на картинках и игрушках домашних животных и их детенышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты, здесь мы также наблюдаем сезонные явления.
Центр развивающих игр.
Он направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Все дети предпочитают яркое, крупное и внешне привлекательное оборудование. Оно должно способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования действий. Поэтому мы для мелкой моторики используем специальные игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, мозаика и другие игры). Основной целью этого центра является психическое и умственное расслабление.
Учитывая реализуемую комплексную программу по духовно-нравственному - социо-культурные «Истоки», мы создали небольшой патриотический центр. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Суть патриотического воспитания маленьких детей состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребенка. В этом центре мы поместили «семейное дерево» в виде яблони, а на ней фотографии семьи ребенка, так же здесь находится генеалогическое дерево и альбом «Моя семья». Небольшой уголок социо-культурные «истоки» мы оформили и в раздевальной комнате.
Центр игровых двигательных модулей.
В центре игровых двигательных модулей собраны технические игрушки - машины-самосвалы, грузовики (в них дети катают кукол, перевозят детали конструктора, кубики, легковые автомобили, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания. Здесь же у нас находится нестандартный строительный материал – это губки для мытья посуды, которые являются замечательными кирпичиками для построек, они легкие и устойчивые. В этом центре мы учитывали принцип полового различия детей (девочки катают коляски с куклами, а мальчики используют для перевозки
машины).
Центр «Безопасное движение».
Как хочется мальчикам поскорее вырасти и сесть за руль! Поэтому наш центр «Безопасное движение» интересует в первую очередь мальчиков. В этом центре знакомим детей с дорогой, улицей, автомобилем. Знакомим с цветами светофора и их значением.
Центр познания.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
1) Сенсорное развитие - где мы продолжаем развивать восприятие, знакомство детей с цветом, формой, величиной, обогащать чувствительный опыт детей и умение фиксировать его в речи (чудесный мешочек).
2) Формирование элементарных математических представлений – где мы развиваем знания об общем признаке предметов группы (все мячи круглые, большие, маленькие). Учим различать понятия (много, мало, ни одного). Знакомим с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Проводим обследование этих форм, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве (вверх-вниз; впереди-сзади; справа – слева). Продолжаем развивать звуковую культуру речи, грамматический строй, связную речь за счет развивающих игр – для этого есть кубики с предметными картинками, игры для развития цвета, величины (большой-маленький).
Центр «книжный уголок».
В книжном центре у нас много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Здесь находятся книги по программе, гостевая книга. В книжном центре у нас есть «Аптечка для книг», где дети могут вместе с воспитателем лечить свою любимую книжку, если та заболела (ножницы, клей, бумага, скотч).
Музыкально-театрализованный центр.
Дети у нас в восторге от нашего музыкально-театрализованного центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям очень много радостных минут, а кроме того развивают фонетический слух, чувство ритма малыша, учат узнавать характер музыки, эмоционально на нее реагировать. Мы также стараемся знакомить малышей с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь есть настольный, коробковый, конусный, варежковый театры. После просматривания иллюстраций, чтения книги по программе, у нас начинается драматизация некоторых отрывков из этой сказки («Теремок»). Выкладываем сказку на фланелеграфе. Встреча с куклой помогает ребятам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Центр «Наряжайка».
Здесь можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. Так же имеются другие нарядные вещи. Большое красивое зеркало тоже привлекает внимание детей. В этом зеркале малыши видят себя, наблюдают свои достижения, мимику, внешний вид. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себя интересный образ.
Активный игровой центр.
Здесь мы создали «Жилую комнату для кукол», чтобы она напоминала детям домашнюю обстановку. Здесь они обыгрывают несложные семейные игровые сюжеты (постирать и погладить куклам белье, уложить их спать, посидеть на диванчике и спеть куколке песенку). Здесь мы расположили кухню, где дети готовят обеды куклам, моют посуду. Главную роль, конечно, воспитатель берет на себя, но некоторые детки сами придумывают игру и выбирают сверстников, с кем им хочется играть. В этом центре дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, а затем переносят полученные навыки и знания в повседневную жизнь. Начинаем знакомство с сюжетно-ролевыми играми «Парикмахерская», «Больница».
Центр двигательной активности.
Одним из самых любимых центров в группе. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей организации предметно-развивающей среды. В центре есть массажные коврики, мячи (большие и маленькие, обручи, подушечки для метания, скакалки, ребристая доска, гладкая доска, лавочка, ростомер, атрибуты для подвижных игр, а так же пособия, необходимые для утренней гимнастики. Для занятия в этом центре детей привлекают веселые человечки, красивые и яркие коробки, веселый жираф.
Рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение потому, что изобразительная деятельность-это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира.
В центре художественного творчества мы учим детей рисовать карандашами, красками, пальчиками, пользоваться гуашью. Во время работы формируется художественный вкус, развивается мелкая моторика рук, появляется желание творить. Так же в этом центре есть фломастеры, мелки, пластилин, бумага для рисования, разукрашки, трафареты.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. Все представленные центры и составляют предметно-развивающую среду. Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности.