Надежда Канева
Развивающая среда в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДОУ были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Публикация «Развивающая среда в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Цель:
Создание предметно-развивающей среды комфортной и благоприятной в условиях для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, их интеграция и творческая организация в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
3. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
.
Тип реализации: долгосрочный.
Сроки реализации: с 1сентября по 31 мая
Этапы реализации:
1. Организационный этап:
-сбор и систематизация информации;
-творческая деятельность;
-взаимодействие с родителями.
2. Продуктивный этап.
-обновление уголков в течение года.
Ожидаемый результат:
Создание предметно-развивающей среды комфортной и благоприятной в условиях для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития.
Аналитическая справка.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка, также создаются уголки в соответствии с тематикой образовательной деятельности, которая осуществляется по ООП, составленная на основе комплексной программы «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой и парциональной программе «Парма» под ред. С. С. Белых.
В развивающей среде группы отражены основные направления
образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.
Уголок для сюжетно-ролевых игр:
Особое значение в группе имеет уголок для сюжетно- ролевых игр, где учитывается гендерная специфика детей. В связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал в данном уголке размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами, мелкие фигурки-персонажи которые выполняют функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта. В уголке безопасности размещены: настольные игры, картинки по правилам дорожного движения, машинки. В группе размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
Образовательная область: «Познание».
Уголок природы.
Для взаимосвязи с окружающим миром, свободного доступа к объектам природного характера организован уголок природы, в котором дети могут наблюдать за растениями - за их ростом и развитием, принимать участие, в элементарном труде ухаживая за ними, проводить опыты и эксперименты с природными и другими материалами. Есть календарь природы, настольные игры; уголок экспериментирования
Мини-музей: «Волшебная пуговка» :
Образцы.
Работы детей.
ВЫ можете стать кем угодно
И никто не заметит этого.
Но если у вас отсутствует пуговица
Каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк.
Уголок «Узнаём о мире» :
Символика нашей республики.
Карта России.
Маршрут- карта Коми края.
Настольно-печатные игры из серии «Достопримечательности России» :
«Петербург», «Москва».
Книги на коми языке.
Картины про Коми край.
Уголок конструктивной деятельности: Конструкторы разных размеров, форм и материалов.
Мозаики разных форм и размеров.
Бумага для оригами.
Природный материал.
Уголок безопасности:
Настольные игры, картины по пожарной безопасности.
Картинки по правилам дорожного движения;
разные виды транспорта.
УГОЛОК МАТЕМАТИЧЕСКИЙ:
НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ «РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ» «СЛОЖИ КАРТИНКУ», «УЧИМСЯ СРАВНИВАТЬ» И ДР.
ЛОГИЧЕСКИЕ КУБЫ.
СЛОЖИ УЗОР.
БЛОКИ ДЬЕНЕША.
ПАЛОЧКИ КЬЮЗЕНЕРА.
НАЙДИ ФИГУРУ.
Образовательная область: «Коммуникация»
УГОЛОК «ГОРОД ЗВУКОВ» :
АЛФАВИТ
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
КАРТИНКИ: СЮЖЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ
Альбом «Говорим правильно».
Фотоальбом «Мы растём».
Книжный уголок:
Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме.
Портреты писателей и поэтов.
Сюжетные картинки.
Настольно-печатные игры по развитию речи.
Газеты, журналы.
Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности.
Театрализованные игры - это развитие коммуникативных навыков, развитие связной, диалогической речи, знакомство с окружающим миром и социальной действительностью, снятие тревожности, застенчивости, развитие эмоциональной сферы.
Кукольный театр.
Настольный театр.
Настольные игры из серии: «Играем в сказку».
Пальчиковый театр.
Театр с игрушками бибабо.
Маски персонажей.
Музыкальные инструменты.
Диски с музыкой и сказками.
Декорации, ширмы.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие».
Уголок по изобразительной деятельности: рисования, лепки,
аппликации, моделирования.
Акварель.
Гуашь.
Кисти разных размеров и материалов.
Бумага разной фактуры.
Ножницы.
Трафареты.
Пластилин.
Глина.
Тесто для лепки.
Карандаши.
Фломастеры.
Образцы изделий декоративно - прикладного искусства.
Раскраски по темам.
Образовательная область: «Физическое развитие».
Спортивный уголок:
Мячи (большие, средние, маленькие).
Обручи.
Кольцебросы.
Мешочки для метания.
Кегли.
Дорожки здоровья. Скакалки.
Вывод:
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых; содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Поселились здесь сказки,
Звучит звонкий смех,
И внимания, ласки,
Хватает для всех.
Стал он домом родным,
Для детей – дошколят,
Неразлучны мы с ним-
Это наш детский сад!