Кудзиева Нонна
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Организация развивающей предметно – пространственной среды – одно из главных условий развития индивидуальных знаний и социального опыта ребёнка. В соответствии с требованиями ФГОС окружающая ребёнка предметная среда групповой комнаты максимально должна реализовывать образовательный потенциал пространства.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе» размещена в разделах
В нашей группе предметно-развивающую среду строим в соответствии с ФГОС ДО, с его принципами и возрастом детей, с учетом национально-регионального компонента. РППС организовываем так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом в разных видах деятельности (познавательной, игровой, речевой, коммуникативной и др.)
Зоны деятельности нашей группы :
1. Информационные стенды для родителей
Нами организованы информационные стенды для родителей. Родители получают всю необходимую информацию: режим дня данной возрастной группы, сетка НОД детей, программное обеспечение и пр. В материалах родительского уголка отражаются важные события - праздники и развлечения, дни рождения детей, интересные занятия, продукты детского творчества, рекомендации для родителей по теме недели и др.
2. Зона природы
Уголок природы размещен прямо у окна, где представлены комнатные растения : разновидности фиалок, бегонии, бальзамин, герань, каланхоэ ; природный материал для ручного труда,лейки, фартуки и пр.
3. Зона опытно- экспериментальной деятельности
Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т. д. Все знания ребенок может закрепить в опытно-экспериментальном уголке. Зону экспериментирования мы построили в соответствии с возрастом детей (ст. гр.)
Материал: разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, емкости для воды, баночки с песком, глиной, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками, коллекция разных видов бумаги и ткани, разные магниты и железные предметы, фонарики разных форм и размеров, увеличительные стекла разных размеров, бросовый материал: коробочки, проволока, крышки, пробки, перья, пищевые красители, пипетки, клизмы, термометры для воды, шприцы без игл, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки, воздушные шарики, ленточки, мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито, воронки. формочки для льда, наборы полотенец, клеёнчатых фартуков, косынок, салфеток, схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов и пр.
4. Зона игровой деятельности;
В данной зоне располагаются игры и игрушки разных типов:
Игрушки-предметы оперирования (набор посуды, набор медицинских принадлежностей и др.)
Игрушки-персонажи. Это куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы.
Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию (кегли, мячи, лото, домино, шашки, настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений)
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: имеется необходимое оборудование для игры «Семья» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Почта», «Ателье», «Путешествие», «Моряки», «Школа», «Транспорт» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты.
5. Зона музыкальной деятельности
Содержание в данной зоне: музыкальные инструменты (гитары, синтезаторы, барабаны, дудки, микрофоны, бубны, различные музыкально-дидактические игры,
6. Зона речевого развития
В зоне речевого развития собрана небольшая библиотека: книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы, портреты писателей. Книжный уголок периодически обновляется, чем обеспечивает наличие современной детской литературы.
7. Зона изобразительной деятельности
В зоне размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, оборудование, необходимое для детской изобразительной деятельности (доски для лепки, стеки, салфетки, карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, трафареты, бумага разных цветов и фактуры, ножницы, фартуки, клей, кисти, бусинки, бисер, тесьма и т. п.) и художественного конструирования (наборы игрушек – транспорт, фигурки животных, пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (кубики, примы, арки, бросовый и природный материал, а также доска для размещения готовых работ)
8. Зона нравственно-патриотического воспитания
Материалы, размещенные в нашем уголке, освещают основные направления по патриотическому воспитанию и включают в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» и др.
Содержание нашего уголка разнообразное. Это в первую очередь символика нашей страны и родного края. Различные альбомы, дидактические игры, народные игрушки,
В уголке представлены, национальные куклы, предметы быта, а также символика Северной Осетии-Алания.
Фото или портрет президента России и главы республики РСО—Алании.
9. Учебная зона
Включает в себя многообразный наглядный, раздаточный, счетный материал, дидактические и развивающие игры, мозаики, головоломки, линейки, географическая карта, атласы, разнообразные наборы букв и цифр, алфавитная таблица, магнитный материал для чтения и счета и т. д. Весь материал подобран с учетом возраста детей, для самостоятельного применения, обыгрывания пройденного материала.
10. Зона уединения
В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.
Благодаря уголку уединения у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.
Содержание нашего уголка уединения: мягкая мебель, коврик, тумба.
Теперь у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение.
11. Зона театрализованной деятельности
В зоне театрализованной деятельности дети играют в пальчиковый, настольный, кукольный театры, обыгрывают сказки на фланелеграфе, подбирают атрибуты для игр-драматизаций (костюмы, маски, шапочки) и режиссерских игр (маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования ими, кукольный домик и т. п., где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, выразительность.
12. Зона физической культуры и здоровья
Двигательная среда - основа физического развития детей. В нашей группе физкультурное оборудование подобрано с учетом программных задач и возрастных особенностей развития детей. Мы стараемся учитывать то, что пособия и оборудование было вариативным, легко трансформировалось, занимало мало места. Используем самое разнообразное выносное оборудование и спортивный инвентарь (мячи разных размеров, скакалки, обручи, волейбольная сетка, баскетбольное кольцо, кегли). Также представлены дорожки здоровья
Расположение оборудования в нашей группе таково, чтобы не вызывать затруднения детей в доступе к материалу для самостоятельной игры, что не препятствует инициативе детей.
Заключение:
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает "зону ближайшего развития", побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.